Жуз — исторически сложившееся объединение казахов. Казахская историография относит зарождение жузов к началу XVIII века, русские источники — к XVII веку.
Всего образовалось три жуза: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз.
Вне жузовой классификации состоят:
— Торе́ (каз. Төре, Töre, تٶرە) — представители рода Чингисхана, которые правили в Казахском ханстве, их также называли «аксуйек» и «султан торе». Только они имели право восходить на должность хана. Сословие торе находилось во главе Казахского ханства на протяжении всей его истории и имело по праву потомков Чингисхана ряд привилегий: титул султанов, из которых выбирался хан, владение своим феодальным уделом. Так как род Торе выше всех жузов, он шел затмевая жузы. И те кто у кого отцы были других родов, давали детям род Торе. По неполным данным (в 20 уездах Туркестанской, Семипалатинской, Семиреченской, Сыр-Дарьинской и Тургайской областей) в конце XIX — начале XX века насчитывалось 28 тысяч Торе.
— Ходжа́ (от перс. خواجه; тадж. хӯҷа, каз. қожа, узб. xo’ja, уйг. خوجا) — в Средней Азии человек, ведущий своё происхождение от арабских миссионеров ислама. Клич —Алла́!
— Толенгит (каз. Төлеңгіт, Töleñgit, تٶلەڭگئت) — служивый род в казахском обществе, традиционно состоявший на службе у ханов и султанов. Происходят из древнего племенного объединения теле, по китайски гаогюй — тележники с высокими колесами. С падением Золотой орды часть туленгутов объединяются в Толенгутское ханство. Толенгиты не входят ни в один из трех жузов, и составляют служилое сословие у представителей рода Торе, то есть Чингизидов. Из за этого их иногда называют Торе-Толенгит. Толенгиты выполняли все обязанности — и в военной службе, и в хозяйстве, поэтому всегда кочевали рядом с султанами и ханами.
Семья в жузах:
В жузах определяется чёткое предназначение каждого сына в семье. По обычаям и традициям казахов воспитанием каждого сына занимались разные люди.
Старший сын отправлялся на воспитание бабушке и дедушке.
Младший сын оставался у родителей и впоследствии обязывался помогать всей семье.
Средний сын становился воином. Он обучался фехтованию, стрельбе из лука и пр.
Знание своего родословного древа — обязанность каждого члена жуза. Любой родственник, пришедший за помощью (пусть даже самый дальний), обязательно получит её.
Возникновение:
Жуз — племенные союзы казахских родов. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет.
Ч. Валиханов считал, что когда государство Золотая Орда начало распадаться, то для того, чтобы оставить за собой территории своих кочевий, казахи создали такие большие племенные союзы.
По мнению Н. А. Аристова, объединение в жузы произошло во время набегов джунгар.
В. В. Барто́льд связывает возникновение жузов с географическими факторами. Выгодное природно-географическое положение позволило казахам отдалённых регионов сохранить культурно-хозяйственные особенности.
М. П. Вяткин соглашается с доводами Бартольда и добавляет к природно-географическим факторам политические события. Он считает, что обособленные орды в XVI веке сформировались как политические союзы.
Языковед С. Аманжолов считает, что казахи разделились на жузы ещё в X—XII веках, до объединения Чингисханом тюрков и монголов в одну тюрко-монгольскую империю.
Востоковед Т. И. Султанов говорит о скудности достоверных фактов о происхождении жузов и предполагает, что во второй половине XVI века система улусов трансформировалась в жузы.
Не полностью раскрыта и само понятие — жуз. Некоторые учёные связывают его с арабским словом джуз — «основная часть чего-то, ответвление». В восточных документах первые сведения о жузах начинают появляться в середине XVII века. В трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634—1641 годах, описывается, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда». Это слово «йуз» некоторые учёные сравнивают с казахским «жузом». То есть, даже арабская летопись подтверждает, что Йуз Орда — Орда Жуз — это и есть Орта Жуз, а значит Центрально-Главнокомандующий Жуз.
Другое мнение выдвигает Багдат Найкам — по его теории жуз означает кольцо или круг. Количество племен соответствует трем кольцам обороны войска. В древние времена тюрки делили войско на 12-9-6 частей. Количество главных племен в каждом кольце составляет 12-6-3. Большое кольцо: Албан, Дулат, Жалаир, Канлы, Шакшам, Ошакты, Сары-Уйсун, Оргели, Суан, Шапрагты, Шанышкылы, Ысты. Среднее кольцо: Аргын, Керей,Конырат, Кыпшак,Найман, Уак. Малое кольцо: Алимулы, Байулы, Жерыру. Таким образом получался 3 уровненный оборонный боевой порядок. Именно оборонная тактика приводит к появлению 3 жузов в трудный исторический период, когда казахские племена в основном защищались от внешних врагов: джунгар, калмыков, кокандцев и русских казаков с севера. Таким образом Найкам опровергает иерархическое толкование происхождения жузов.
Историческая особенность жузов:
Родоплеменная структура казахов состоит из трех жузов: Старший жуз (каз. Ұлы Жүз), Средний жуз (каз. Орта жүз) и Младший жуз (каз. Кіші жүз). Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. О времени возникновения жузов, причинах их появления, о внутренней структуре общего мнения у учёных нет. Каждый жуз, включают определённые ответвления роды, которые, в свою очередь, состоят из более мелких родов. Кроме того имеются роды также входящие в казахскую структуру в процессе исторического этногенеза, находящиеся вне жузовой классификации.
У казахских жузов имелись следующие особенности: 1) внутреннее региональное единство; 2) этническое единство; 3) культурно-хозяйственная общность; 4) общность политического руководства.
Казахстан |