«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» — советский двухсерийный телевизионный фильм режиссёра Эльдара Александровича Рязанова, созданный в 1975 году и впервые показанный в СССР 1 января 1976 года в 17:45 по первой программе ЦТ.
Аудитория первого показа оценивается в 100 миллионов зрителей; уже 7 февраля фильм повторили по многочисленным просьбам зрителей. До 1978 года, согласно Фёдору Раззакову, фильм «по ТВ посмотрели порядка 250 миллионов человек».
Фильм в сокращённом виде шёл и в кинотеатрах и в таком виде его посмотрели около 7 миллионов зрителей.
В 1977 году был удостоен Государственной премии СССР.
История создания:
Фильм является авторской экранизацией пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…» (отсюда и позаимствована вторая часть названия фильма). Эта пьеса написана в 1969 году и к моменту постановки фильма с успехом шла в нескольких театрах по всему Советскому Союзу. Её сюжет совпадает с фильмом.
Осенью 1975 года, незадолго до официальной телевизионной премьеры, фильм посмотрели телезрители Грузии в рамках программы Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов (проходившего в Тбилиси), на котором картина заняла первое место. С «Иронии судьбы» в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьёзное. Такие фильмы приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии (предшественник этого периода, по мнению режиссёра, — «Берегись автомобиля»).
Новеллизация:
Существует новеллизация (драма с развёрнутыми ремарками) «Иронии судьбы», которая опубликована в составе различных сборников из новеллизаций фильмов Эльдара Рязанова. Она несущественно отличается от фильма.
Сюжет:
Фильм начинается с сатирической мультипликационной заставки о создании и повсеместном распространении типовых проектов, формирующих однообразную застройку в различных городах страны (автор и художник мультипликации — Виталий Песков).
1 серия:
Действие происходит в Москве, в новостройке. 36-летний врач Женя Лукашин (Андрей Васильевич Мягков), закоренелый холостяк, живущий вдвоём с матерью, намеревается встретить Новый год со своей невестой Галей в квартире, недавно полученной по адресу: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Собираясь в новогоднюю ночь сделать Гале предложение, он рассказывает ей, что как-то уже делал предложение другой женщине, но, испугавшись предстоящих перемен, сбежал в Ленинград. В знак серьёзности своих нынешних намерений Женя даёт девушке ключи от квартиры.
По давно сложившейся традиции Женя со своими друзьями Павлом, Сашей и Мишей перед встречей Нового года идут в баню. Отмечая предстоящую Женину женитьбу, они изрядно выпивают и отправляются в аэропорт провожать Павла, который должен лететь в Ленинград к своей жене, задержавшейся там в командировке. Однако в самолёт нетрезвые Саша и Миша по ошибке сажают спящего Женю.
Проснувшись только в ленинградском аэропорту, он берёт такси и называет свой московский адрес. По невероятному совпадению в Ленинграде по этому адресу находится точно такой же типовой дом, как и в Москве, к типовому замку вполне подходит ключ от московской квартиры, типовая мебель ничем не отличается от московской, а в квартире также после новоселья царит беспорядок. И ничего не подозревающий Женя мирно засыпает.
В квартиру возвращается хозяйка — Надя Шевелёва (Барбара Брыльска), незамужняя 34-летняя учительница русского языка и литературы. С ужасом она обнаруживает на своей тахте спящего незнакомца и пытается разбудить. Сонный и не протрезвевший Женя сопротивляется: он никак не может взять в толк, почему посторонняя женщина прогоняет его из его же собственной квартиры. Когда, наконец, Женя понимает, что находится в Ленинграде, то приходит в отчаяние: Галя может неверно истолковать его внезапное исчезновение. В это время появляется Ипполит (Юрий Васильевич Яковлев), жених Нади, с которым она собиралась встретить праздник. Обнаружив в квартире постороннего, он устраивает невесте сцену ревности. Женя уходит, но сообразив, что денег на обратный билет у него нет, возвращается, чтобы попросить взаймы. У Ипполита это вызывает новую вспышку ревности, и в гневе он уходит. Сочувствуя незадачливому гостю, Надя разрешает ему позвонить с её домашнего телефона в Москву, чтобы объясниться со своей невестой, но та, услышав про Ленинград, бросает трубку.
2 серия:
Вынужденно находясь в одной квартире, друзья по несчастью постепенно начинают проникаться друг к другу симпатией. Возвратившийся Ипполит, опять застав Женю, затевает драку, и Надя выгоняет из дома обоих. Однако Женя, найдя предлог, снова возвращается, и Надя предлагает ему остаться: они оба понимают, что нашли друг друга. Время спустя, в квартиру вваливается совершенно пьяный отставленный жених. Надя в ужасе — респектабельный и здравомыслящий Ипполит впервые в таком виде! Печально он говорит им, что за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое очень трудно. И уходит уже насовсем.
Отрезвлённая словами Ипполита, Надя считает, что будущего у них с Женей быть не может, а всё, что произошло этой новогодней ночью, было заблуждением. Женя возвращается в Москву. Дома его встречает растерянная мама, напуганная его внезапным исчезновением. Женя сообщает ей, что, попав в Ленинград по чужой ошибке, он встретил там и полюбил другую женщину, но, не надеясь соединиться с любимой, останется, как и прежде, холостяком.
Устав после невероятной, суматошной ночи, Женя снова мирно спит, на этот раз уже в своей квартире. Женская рука открывает дверь: это Надя, прилетевшая в Москву. Она садится рядом со спящим Женей и с улыбкой смотрит на него. Проснувшись, он не сразу понимает, что видит любимую женщину наяву: она приехала, чтобы навсегда остаться с ним.
Фильмы 1975 года |
Фильмы |