Лесбиянство — женская гомосексуальность. Гомосексуальных женщин называют лесбиянками.

Термин «лесбиянка» так же неоднозначен, как и сам термин «гомосексуальность»: в одном контексте он может обозначать женщину с гомосексуальной ориентацией, в другом контексте — женщину с гомосексуальной идентичностью, а в третьем — женщину, практикующую исключительно гомосексуальное поведение.

Термин возник в конце XIX века как описание сексуальных отклонений, в частности, гомосексуализма. В Древней Греции лесбиянство называлось трибадизмом, а «трибадами» — женщины, вступающие в такие связи (от греч. τριβάς — женщина, предающаяся противоестественным порокам сама с собой либо с другими женщинами).

Согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года, разъясняющему судам особенности применения статей Уголовного кодекса России, в юриспруденции под лесбиянством понимаются сексуальные контакты между женщинами (а под мужеложством — между мужчинами).


Культура:

Термин происходит от названия греческого острова Лесбос, где родилась и жила древнегреческая поэтесса Сапфо, чьи стихи позже нередко воспринимали как воспевание однополой любви между женщинами. Однако некоторые древние источники упоминают и о связях Сапфо с мужчинами. Максим Тирский писал, что взаимоотношения между Сапфо и ученицами её школы были платоническими. Существуют сведения о лесбийских отношениях в древней Спарте. Плутарх в описании Лакедемона сообщал, что «они придают такое большое значение любви, что девушки становятся эротическими партнёрами женщин из благородных семей». Любовная связь между юной возлюбленной и старшей женщиной в фиасе Сапфо представляла собой аналог любовным отношениям между юным возлюбленным и мужчиной в инициационной или симпосийной обстановке. Ритуальный, религиозный момент у Сапфо превалирует над инициационным.

В поэзии и литературе древнего Китая также есть упоминания о лесбийских взаимоотношениях женщин, хотя в описаниях отсутствуют подробности, которые встречаются в текстах о мужской гомосексуальности. На основании исследования эротических поэм, которыми обменивались японские женщины Периода Хэйан, антрополог Лиза Далби (Liza Dalby) сделала вывод, что лесбийские взаимоотношения были обычны и социально приемлемы в этой культуре. Существуют литературные источники, которые упоминают о сексуальных взаимоотношениях между одалисками гаремов, хотя иногда за это полагалось наказание.

До изменения под влиянием сексологии в конце девятнадцатого века женская гомосексуальность оставалась практически незамеченной по сравнению с мужской гомосексуальностью, которая запрещалась законом и из-за этого была предметом обсуждения в прессе. Несмотря на это, после опубликования работ сексологами Карлом Генрихом Ульрихсом, Рихардом фон Крафт-Эбингом, Хэвлоком Эллисом, Эдуардом Карпентером и Магнусом Хиршфельдом концепция женской гомосексуальности стала более известной.

Как только женская гомосексуальность стала предметом обсуждения, она была описана в качестве заболевания. В «Трёх статьях о теории сексуальности» Зигмунд Фрейд называл женскую гомосексуальность «инверсией», её субъектов «инвертами» и характеризовал женщин-инвертов как имеющих мужские характеристики. Фрейд воспользовался идеей о «третьем поле», предложенной Магнусом Хиршфельдом и другими. Фрейд признал, что в своей практике не встречался с такими «ненормальными» пациентками, но тем не менее он считал, что такое поведение вызвано психологическими, а не биологическими причинами.

Сочетание сексологии и психоанализа оказало большое влияние на общее настроение лесбийской культуры. Ярким примером этого является опубликованный в 1928 году роман Рэдклифф Холл «Колодец одиночества», в котором упомянуты эти сексологи и термин «инверт». Позже этот термин вышел из общего употребления. Фрейдистская интерпретация лесбийского поведения в настоящее время отрицается большинством психиатров и учёных.

В двадцатом столетии лесбиянки, в частности, Гертруда Стайн и Барбара Хаммер, были заметными деятелями в авангардистском движении США, а Леонтина Саган в немецком предвоенном кино. Книга стихотворений в прозе «Песни Билитис» Пьера Луи оказала влияние на отражение лесбиянства в культуре с 1890-х. Первая культурная и общественная организация лесбиянок в Соединённых Штатах Америки называлась «Дочери Билитис».


Критика использования термина:

Часть жителей знаменитого острова Лесбос считает практику использования для обозначения гомосексуальных отношений терминов, производных от названия острова, оскорбительной. По их мнению, слова «лесбиянка», «лесбийский» и другие производные от названия острова — всего лишь географические термины, и употребление их для определения гомосексуальных женщин — оскорбление для населения Лесбоса.


В кинематографе:

Билитис (1977)

Залог семейного счастья (2001)

Хлоя (2009)


Дополнительная информация:

Лесбийский феминизм.

Сепаратистский феминизм — специфическое направление в радикальном феминизме, утверждающее, что проблема угнетения женщин неразрешима в принципе, и преодолеть её можно лишь путём организации женщинами полностью автономных и не контактирующих с мужчинами коммун, представительницы которых будут находиться в добровольных гомосексуальных отношениях.

Политическое лесбиянство — явление в феминизме, связанное с идеями сепаратистского феминизма.

Юри — жанр манги и аниме, изображающий лесбийские отношения.

Лесбия — героиня любовных стихов древнеримского поэта Катулла.

«Корректирующее изнасилование» — изнасилование лесбиянок мужчинами с целью «лечения от лесбиянства» либо «наказания» за него.

Буч и фэм — термины сленга ЛГБТ-сообщества, клише для обозначения ролей в лесбийских отношениях.

Трибадизм — один из видов лесбийского секса.

Дайк-марш — парад гордости лесбиянок.


   Мировой опыт