Яхта — первоначально лёгкое и быстрое судно для перевозки отдельных персон, оборудованное палубой и каютой (каютами). В современном понимании — любое судно, предназначенное для спортивных или туристических целей и отдыха. К яхтам не относятся рейсовые суда, предназначенные для коммерческих целей, для перевозки большого числа пассажиров (когда основная цель — транспортная, а не отдых и развлечения на борту судна) и других транспортных целей.


Классификация:

По назначению — спортивные (гоночные), круизные (крейсерские).

По приводу — парусные, парусно-моторные, моторные.

По мореходности — яхты морские, яхты для внутренних водоёмов (рек, озёр).

По типу корпуса — классические однокорпусные (Monohull), катамараны, тримараны.


Парусные яхты:

За первенство в создании парусных яхт борются греки, египтяне и финикийцы. Историки заявляют о появлении первых парусных судов более 10 тысяч лет назад в водах Эгейского моря. Парусными яхтами считаются суда, использующие аэро- и гидродинамику и приводимые в движение силой ветра, дующего в паруса. Современные парусные яхты часто оборудованы мотором.

Первые упоминания о спортивных парусных яхтах относятся к XVII веку. Практически все современные парусные яхты, предназначенные для туризма, имеют вспомогательный мотор (подвесной мотор) для маневрирования в порту или движения с небольшой скоростью в отсутствие ветра. Парусные яхты, не имеющие мотора, чаще всего предназначены для спорта.

Корпуса первых парусных яхт изготавливали из дерева. Современный перечень материалов — очень велик. Корпуса парусных яхт изготавливают из стали, алюминия, армоцемента и стеклопластика и других материалов.

Количество парусов на парусных яхтах может быть различно и зависит от целей используемой яхты. Гоночные яхты, как правило, оснащены большим количеством парусов, на крейсерских яхтах для удобства управления количество парусов — минимально. Условно паруса можно разделить на 4 вида: основные, передние, дополнительные и штормовые.

По своему назначению парусные яхты делятся на крейсерские, имеющие комфортабельные каюты и рассчитанные на дальние туристические походы; гоночные, имеющие только кокпит для экипажа и не имеющие кают, предназначенные для непродолжительных гонок; а также гоночные крейсерские, имеющие малокомфортные каюты, предназначенные для многодневных гонок. По принципу обеспечения остойчивости яхты делятся на килевые яхты, у которых днище переходит в балластный киль (точнее фальшкиль), который смещает центр тяжести вниз и препятствует сносу (дрейфу) яхты при ходе под парусами; швертботы, имеющие шверт (выдвижной киль), который лишь препятствует сносу, а центр тяжести изменяется размещением экипажа по бортам яхты; и компромиссы, имеющие балластный фальшкиль и выдвижной шверт. Также имеются конструкции с двумя килями, которые позволяют сохранить вертикальное положение яхты при отливе на мелководье. Другой принцип обеспечения остойчивости используется на катамаранах и тримаранах. На катамаранах остойчивость обеспечивают 2 широко разнесённых корпуса судна, на тримаранах — 2 поплавка, разнесённых по обоим бортам судна. Существуют яхты, состоящие более чем из 3 корпусов.

Основными частями яхты принято считать корпус и парусное вооружение. Парусное вооружение может быть одномачтовым (шлюп) и многомачтовыми (например, шхуна, йол и кетч). Парусное вооружение разделяют на рангоут, стоячий и бегучий такелаж.

Популярным видом отдыха на парусных яхтах являются регаты.


Известные яхты:

Самая большая парусная яхта — S/Y A, построенная верфью Nobiskrug в 2017 году для Андрея Мельниченко.

Самая большая моторная суперяхта — Azzam, построенная верфью Lürssen Yachts в 2013 году для шейха Халифа Аль Нахайян (тесть и дядя владельца Dubai Мохаммеда аль-Мактума), которая вернула королевской семье ОАЭ негласный титул владельцев самой крупной в мире яхты вместо владельца яхты Eclipse Романа Абрамовича.


   Мировой опыт