«Одержимость» — музыкальная психологическая драма американского режиссёра Дэмьена Шазелла. Название дано в честь инструментальной пьесы Хэнка Леви. Картина стала профессиональным полнометражным дебютом Шазелла. Премьерой фильма открылась конкурсная программа кинофестиваля «Сандэнс» 16 января 2014 года, на котором картина была удостоена Гран-при жюри. Вскоре после премьеры Sony Pictures приобрела права на международный прокат ленты.

В центре сюжета картины конфликт между исполнителем на ударных инструментах Эндрю Ниманом и руководителем джазового коллектива Терренсом Флетчером, известным своим безжалостным нравом. Главные роли исполнили Майлз Теллер и Дж. К. Симмонс, удостоенные за свои актёрские работы множества наград и номинаций. Подавляющим большинством представителей кинопрессы «Одержимость» признана одним из 10 лучших фильмов года. Фильм получил три премии «Оскар», три премии BAFTA, премию Гильдии киноактёров США и «Золотой глобус».

Картина получила преимущественно положительные отзывы от кинокритиков, однако заслужила отдельные замечания в связи со спорной трактовкой образа тирана — руководителя оркестра, воплощённого Симмонсом.


Сюжет:

Эндрю Ниман — 19-летний первокурсник нью-йоркской консерватории Shaffer, барабанщик. Он упорно репетирует в стремлении достичь профессиональных высот, как его кумир Бадди Рич. Отец скептически относится к увлечению сына, ставя ему в пример достижения двоюродного брата Трэвиса, который успешно играет в американский футбол за команду своего колледжа.

Эндрю мечтает играть в оркестре Теренса Флетчера (Дж. К. Симмонс), который прослыл талантливым, но безжалостным и жестоким маэстро, готовым на всё ради результата. Он может осыпать музыканта отборной бранью, унизить или избить при всех, бросить в него стул. Для Теренса Флетчера самое страшное — похвала «хорошо, молодец»; по его мнению, она вынуждает человека остановиться и не реализовывать свой потенциал до конца. Он берёт новичка в коллектив и даёт шанс показать себя. Репетиции начинаются с композиции Whiplash, которую написал саксофонист Хэнк Леви. Сначала Эндрю переворачивает ноты основному барабанщику Карлу Тэннеру, затем Флетчер даёт ему возможность самому играть эту композицию. Поначалу всё идёт нормально, но после Ниман начинает играть не в метре, в результате дирижёр, осыпав Нимана оскорблениями, возвращает на место основного барабанщика Тэннера. На одном из конкурсов во время антракта Тэннер отдаёт свою нотную партитуру Ниману, но тот её теряет. Тэннер не может сыграть партию ударных без нот, и тогда Ниман убеждает Флетчера, что знает партию ударных Whiplash наизусть «до такта». В результате он занимает место в основном составе, добиваясь признания, а оркестр Флетчера получает гран-при конкурса. Тем не менее Флетчер не вполне доволен игрой Нимана, считая, что тот не совсем попадает в его темп. Перед ответственным выступлением Теренс привлекает третьего барабанщика (Коннолли) и устраивает между ними соревнование: может ли хоть кто-то из троих поддерживать темп double-time swing в необходимой манере. В качестве композиции был выбран Caravan Дюка Эллингтона. Флетчер мучает троих барабанщиков до глубокой ночи, сопровождая репетицию руганью и унижениями студентов. Ценой неимоверных усилий Эндрю выигрывает это соревнование, после чего дирижёр объявляет о том, что оркестр отправляется на очередной конкурс. Тем временем Эндрю знакомится с продавщицей в кинотеатре по имени Николь и начинает встречаться с ней. Через некоторое время он решает порвать отношения с Николь, оправдываясь тем, что он собирается посвятить всего себя карьере музыканта, и отношения с девушкой будут ему только мешать.

По пути к месту выступления автобус, в котором едет юноша, ломается, в итоге Эндрю опаздывает. Флетчер собирается сажать нового барабанщика, так как тот опоздал и забыл палочки. Ниман быстро мчится на машине, забирает палочки, но попадает в автокатастрофу. Он садится играть, но окровавленные руки его не слушаются, он всё портит, и Флетчер выгоняет его из оркестра. Эндрю не выдерживает и нападает на Флетчера прямо на сцене, после чего Нимана отчисляют из консерватории. Юноша бросает игру и работает в забегаловке. Некоторое время спустя он узнаёт, что один из студентов Флетчера покончил жизнь самоубийством, к которому, вероятно, привела манера общения Флетчера. Отец убеждает Эндрю дать показания против Флетчера на условиях анонимности. Флетчер вынужден выйти в отставку.

Однажды, вновь встретив Флетчера в одном из джазовых клубов, Ниман узнаёт, что тот больше не преподаёт в консерватории после инцидента с самоубийством студента. Флетчер объясняет Эндрю, что его стиль общения с музыкантами преследует главную цель — через психологические стрессы раскрыть их талант и помочь преодолеть пределы ожидаемого, дать шанс достичь настоящего величия. Маэстро полагал одной из причин современного упадка джаза отсутствие великих исполнителей уровня Чарли Паркера или Луи Армстронга, и хотел «создать» новых великих джазовых музыкантов. Он просит забыть старое и приглашает Эндрю без репетиций сыграть в его новом оркестре на выступлении в Карнеги-холле на JVC Jazz Festival. Флетчер говорит, что оркестр будет играть только композиции, знакомые Ниману по консерватории. После разговора с Флетчером Эндрю вспоминает про Николь и приглашает её на свой концерт, но она отказывается, ссылаясь на то, что у неё теперь новый парень.

Флетчер знает, что Ниман «сдал» его, и сообщает об этом Эндрю перед началом концерта. Затем Флетчер в отместку «подставляет» музыканта на выступлении, объявляя произведение, нот которого нет у барабанщика. Ниман импровизирует во время незнакомой композиции, но потом, поняв, что это его единственный шанс что-то доказать Флетчеру, себе и окружающим, берёт инициативу, репертуар и управление оркестром в свои руки, по-прежнему импровизируя, но уже по произведениям ему знакомым. Сначала Флетчер пытается выбить Нимана из колеи угрозами о последующей за выступлением расправой, но безуспешно — Ниман ловит кураж и солирует под знаменитую композицию Дюка Эллингтона Caravan. Наблюдая за этим, Флетчер сперва перестаёт мешать, а потом помогает барабанщику, дирижируя и поправляя одну из тарелок. В финальных кадрах фильма Ниман выдаёт великолепное, под управлением Флетчера, соло на барабанах, и после длительного проигрыша Флетчер подключает весь остальной оркестр для заключительного аккорда.


   Фильмы 2014 года
   Фильмы