Владимир Алексеевич Сарычев (обнинский предприниматель)

Владимир Сарычев — обнинский предприниматель, владелец группы компаний «Шейла».

Основа бизнеса группы — производство и продажа обуви (сеть работает по всей стране). Также Сарычев является генеральным директором ООО «Геленпол» — компании, которая занята организацией промышленного производства отечественного кровезаменителя.

Кандидат технических наук. До своего ухода в бизнес занимался математическим моделированием и заведовал в ИАТЭ кафедрой «Расчёт и конструирование реакторов».

Войдя в бизнес в 1990 году с научным опытом анализа, планирования и управления большими коллективами людей, будущий глава «Шейлы» уже знал, что для успеха любого дела требуется правильно выбрать путь и, следуя ему, создать работоспособную команду.

Математическое мировоззрение определило формулу: «успешный бизнес — это наибольшая прибыль». Дальше следовало спрогнозировать наиболее прибыльную сферу бизнеса. Хотя тогда определить её, даже на три ближайших года, было очень сложно. Поэтому молодая компания шла и на то, чтобы методом проб и ошибок прощупывать наиболее выгодные виды деятельности. Так «Шейла» стала многопрофильной. Есть направление оптовой торговли, есть собственный стабильно работающий деревообрабатывающий завод в Вологодской области, развиваются автосервис и автотранспортные перевозки.

Однако, как учёный, Сарычев понимал, что существуют общие закономерности. Проанализировав список двадцати самых богатых людей Европы, он увидел, что большинство в первой десятке составляют торговцы одеждой, обувью, парфюмерией, владельцы торговых сетей. Поэтому в 1993 году был сделан выбор в пользу розничной торговли. Она стала основным направлением работы компании. К математическому расчёту добавилась стратегическая идея — построение профессиональной розничной торговли. Для «Шейлы» это означало занять на рынке место не только операторов торговли, но и владельцев недвижимости и товара. Так могут работать далеко не все, потому что такое позиционирование предъявляет жёсткие требования к капиталу. В розничной торговле «Шейлы» оформилось два направления: обувь и электроника. География по обуви — вся Россия, а по электронике — Калужская область.

В 1993 году основатели «Шейлы» были абсолютными дилетантами в торговле. Но тщательное изучение новой области деятельности, анализ опыта подвели их к созданию собственного о ней представления. И уже в 1996 году привычка чётко излагать свои мысли в письменной форме вылилась у Сарычева в написание работы «Технологии розничной торговли в России».

Но в отличие от научных трудов у этой работы было уже другое назначение. В ней в системе были представлены выводы и планы. И, главное, она стала путеводителем для внутрикорпоративного строительства.

Полностью была прописана технология бизнеса — от концепции до конкретных действий персонала. А Концепцией была СЕТЬ: сеть однотипных магазинов, работающих в разных местах. Сеть должна работать как единый организм, а значит, в режиме online. Для этого понадобился информационный управляющий и координирующий Центр здесь, в Обнинске. Программное обеспечение «шейловцы» смогли создать сами. Сейчас в Центре день в день отображается информация из всех магазинов: о проданном товаре, о поощрении или наказании сотрудников, о преведении рекламных акций. На основании этой информации и принимаются управленческие решения.

Для 96-го года концепция «Сети» была нетривиальной. «Шейловцы», изучая западный опыт, смогли спрогнозировать будущее стихийной торговли в России, увидев в сети эффективную форму организации торговли. Поэтому «Шейла» первой в России строилась как сеть сразу.

Сегодня «Шейла» определила для себя высокий темп прироста: четыре новых магазина по стране в год. Могли бы и больше, капитал позволяет, но есть ограничения по организации и кадрам. В «Шейле» сейчас работает около 650 человек. Этот персонал, часто находящийся за тысячи километров от Обнинска, надо подобрать и научить. Туда, где открывается новый магазин, приезжают менеджеры из головной фирмы, набирают через конкурс основной персонал, который стажируется в Обнинске.

Как в начале 1990-х, так и сейчас команда «Шейлы» считает стратегической ошибкой то, что на протяжении многих лет в Обнинске не поддерживался бизнес, напрямую с наукой не связанный. Работая в других регионах, где бизнес развивался интенсивнее, она видит, как капиталы начинают аккумулироваться и перетекать в другие сферы, в том числе в социальную. И теперь «Шейла», достаточно зарабатывая, инвестирует в Обнинск уже не как в объект извлечения прибыли, а в его социальную инфраструктуру. Участвует в проектах фитнесс-центра, бизнес-консалтинг-центра, кинотеатра с центром досуга. «Шейла» доказала, что можно делать серьёзный бизнес, значимый на уровне России, напрямую не связанный с наукой, но от которого наукоград только выигрывает.


   Персональные страницы