Виктор Андреевич Канке

Виктор Канке — профессор кафедры философии и социальных наук ИАТЭ.

Родился 29 апреля 1944 года в селе Некрасово (Славгородский район, Алтайский край).


Окончил в 1961 году среднюю школу в селе Некрасово.

В 1966 году окончил физический факультет Московского государственного педагогического института (МГПИ) имени В.И. Ленина по специальности «физика и электротехника», в 1975 году — аспирантуру при МГПИ имени В.И. Ленина по специальности «диалектический и исторический материализм».

В 1975 году в МГПИ имени В.И. Ленина защитил кандидатскую (кандидат философских наук) диссертацию на тему «Некоторые аспекты субординации между свойствами пространства и времени и материальными взаимодействиями» по специальности «диалектический и исторический материализм».

В 1978 году присвоено учёное звание доцента по кафедре философии и политической экономии.

В 1984 году окончил докторантуру при МГПИ имени В.И. Ленина.

В 1985 году в МГПИ имени В.И. Ленина защитил докторскую диссертацию на тему «Единство и многообразие форм времени» по специальности 09.00.01 — онтология и теория познания.

В 1986 году присвоено учёное звание профессора по кафедре философии.

Преподавал физику в школе (1966—1974 годы), затем философию в Бийском госпединституте (1976—1987) и Обнинском институте атомной энергетики (с 1987 года, зав. кафедрой философии).

В докторской диссертации (1985 год) Канке разработал концепцию форм времени, согласно которой природа времени всегда определяется спецификой тех процессов, которым оно присуще. Время является мерой процесса от его зарождения до достигнутой им стадии. Распространенная ошибка состоит в придании физическому времени универсальных черт. Но оно является адекватной количественной мерой исключительно физических процессов.

В 1996—2011 годах Канке разработал теорию концептуальных переходов. Согласно этой теории, в современном её виде философия разделилась на две части, субстанциальную и метанаучную. Субстанциальная философия, не способная идти вровень с наукой, неизбежно приобретает метафизическую форму, что характерно, в частности, и для поструктурализма, и для критической герменевтики, и для аналитической философии. В своей метанаучной форме философия имеет дело с субнауками, исследуя и критикуя их содержание. Метанаучный подход противостоит как метафизике в философии, так и субстанциализму в науке, согласно которому она не нуждается в метанауке. Метанаучный подход уделяет первостепенное внимание концептуальному устройству современных теорий, которые реализуют определенные формы перехода от одних концептов к другим. Концептуальная трансдукция выступает как а) внутритеоретическая трансдукция, б) межтеоретическая трансдукция, в) междисциплинарная трансдукция.

Внутритеоретическая трансдукция реализуется как цикл познания, включающий четыре дукции, а именно, дедукцию, аддукцию, абдукцию и индукцию. Дедукция реализует переход: гипотетические принципы — гипотетические законы — предсказываемые значения переменных. Аддукция реализуется в эксперименте и представляет собой переход от предсказанных гипотетических переменных к эмпирическим фактам (переменным). Абдукция состоит в восхождении от эмпирических фактов к эмпирическим законам и эмпирическим принципам. Индукция состоит в предположении, что эмпирические принципы и законы могут быть использованы для предсказывания значений новых переменных.

Межтеоретическая трансдукция реализуется как проблемный ряд теорий (T1 →T2→T3→…Tn) и интерпретационный строй теорий (Tn Tn-1 Tn-2 … T1). В проблемном ряде теорий каждая последующая концепция преодолевает некоторые проблемы предыдущей концепции. В интерпретационном строе развитые теории позволяют интерпретировать содержание менее развитых теорий. Междисциплинарная трансдукция реализуется посредством вменения концептов одних наук концептам других наук. Она всегда имеет экзогенный, внешний характер, науки не сидят внутри друг друга. Теория концептуальной трансдукции позволяет концептуально освоить плюрализм. Современные исследователи оперируют не научно-исследовательскими программами И. Лакатоса и не парадигмами Т. Куна, а рядами теорий.

Канке является сторонником метанаучного подхода. Он полагает, что он является противоядием как от СПАМа (синдрома приобретенной антиметанаучности в науках), так и СПАНа (синдрома приобретаенной антинаучности в философии).

Важное место в теоретических построениях Канке занимает метанаучная этика. Он считает, что современная этика выстраивается в субстанциальном ключе, поэтому в ней господствует антинаучный синдром. Подлинная этика является вершиной философии аксиологических наук, она выступает как решимость добиться максимально возможного на основе потенциала трансдисциплинарной матрицы современных наук, включающей и научную философию. Теория метанаучной трансдисциплинарной трансдукции предполагает всемерное развитие философии отдельных научных дисциплин. В этой связи Канке отметился монографиями в области философии математики, физики, химии, биологии, техники, информатики, экономики, истории, менеджмента, юриспруденции, педагогики.

В соответствии с теорий концептуальных переходов Канке выстраивает соответствующие учебные курсы по философии. Он считает, что общие рассуждения о философии и философии науки должны непременно дополняться подробными экскурсами в концептуальные особенности отдельных наук.

Автор более 20 монографий (в том числе 10 научных и 10 учебных) по 7 научным направлениям. Автор теории метанаучного трансдисциплинарного концептуализма. В современной высшей школе России и стран ближнего зарубежья используются 10 учебников и учебных пособий автора.

Отличник народного просвещения РСФСР (1984). Заслуженный работник высшей школы РФ (2001). Ветеран труда РФ.


   Доктора наук
   Персональные страницы