Вендинг — это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов). Вендинг получил широкое распространение в мире как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги. Вендинг имеет различные направления и практически уместен во всех коммерческих сферах и сферах жизни общества.
Мировой рынок вендинга:
В 2001 году объём вендинга в США составил 24.34 млрд $ (в 1992 — 17.4 млрд $). Более 35% торговых автоматов в США установлено на промышленных предприятиях, 27% — в офисах, 9% — в учебных заведениях, примерно по 5% приходится на отели, рестораны и больницы, 12% размещено в публичных местах. По данным Министерства труда США, один торговый автомат каждый час приносит своему владельцу в среднем 70.58 $. Лидерами продаж, по данным на 2001 год, являются прохладительные напитки (28.2% — 6,86 млрд $) и конфеты (24.9% — 6 млрд $).
В заграничной части Европы, по данным EVA (European Vending Association), установлено 4.5 млн торговых автоматов. Ежегодно через них продаётся товаров на 20 млрд $. По мнению аналитиков, этот показатель увеличивается на 5—10% в год. Среди европейцев больше всех торговыми автоматами пользуются немцы. В Германии более 2 млн таких машин. В Великобритании — около 500 тысяч. Летом 2002 года в Манчестере открылся первый в стране автоматический супермаркет, в котором представлено 150 наименований товаров.
В Японии автоматы играют чуть ли не главную роль в сфере продаж. Количество таких машин в стране — 5.6 млн (1 автомат на 23 жителя). Самыми распространёнными являются автоматы по продаже напитков (более 2.6 млн). Объём рынка — около 60 млрд $ (самый большой в мире).
По всему миру установлены и работают около 20 млн различных торговых автоматов.
Основные тенденции мирового вендинга:
— Экологичность (экономия электроэнергии за счёт энергосберегающих технологий; отказ от использования пластиковых стаканов в пользу картонных);
— Использование интернет-технологий (системы телеметрии, системы безналичной оплаты). По последним прогнозам, показатели среднегодовых темпов подключения торговых автоматов к интернету к 2020 году составят 23.25% (по информации Research and Markets);
— К 1 июля 2018 года все автоматы юридических лиц должны передавать информацию о продажах напрямую в ФНС России, отсрочку на год получили только индивидуальные предприниматели;
— Прозрачность бизнеса.
В странах-лидерах реализованы системы автоматической отправки фискальных данных в налоговые службы. В России торговые автоматы обязаны осуществлять отправку данных в ФНС с 2018 года.
Россия:
Лидером на российском рынке автоматизированной торговли является компания «Ювенко».
Глобальная экономика |