Центр развития территорий «Целина»


Руководитель — Светлана Владимировна Антипова.


Команда:

Альхименко Ольга Николаевна

Ипатова Валерия Александровна

Куксенко Елена Николаевна

Майнас Артём Игоревич

Рогозёнкова Анна Владимировна

Тихонова Александра Тимуровна

Челяпина Мария Евгеньевна


С чего всё началось:

Идея проекта возникла в процессе обучения в МГИМО на курсе современная педагогика.

Мы прекрасно понимаем, что невозможно говорить о цифровизации и инновациях в образовании, когда в большинстве регионов нет нормальных условий для комфортной жизни, не говоря уже о современных пед технологиях.

Наша проектная команда решила изменить эту ситуацию и приступила к разработке данного проекта.


Основная идея:

Нашей задачей является привнесение нового стандарта, нового видения экономико-демографического развития в сельские территории.

Необходимо решить вопрос образовательного неравенства между селом и городом, прекратить вынужденную миграцию населения из сел и деревень и создать привлекательные условия для переезда и комфортного проживания в этих населенных пунктах.

Эти цели мы и поставили для нашей проектной группы, как приоритетные. Мы понимаем, что для устранения разрыва между проживанием в городе и в сельской местности нужно повысить качество жизни, сделать доступными многие из уже привычных горожанам блага и услуги, создать необходимую среду для роста и развития.

С другой стороны, мы провели ряд исследований, изучили опыт и российских и зарубежных реформаторов, волонтёров и активистов, которые инициировали движения переселения, организовывали эко поселения, участвовали в проектах по улучшению жизни в отдельных населенных пунктах и пришли к выводу, что невозможно создать среду искусственно и поместить туда людей, только сами жители могут создать необходимый им микроклимат в котором им будет комфортно развиваться и проектировать свое будущее.

Одним из самых важных и значимых для развития любой территории факторов является экономическое развитие. Именно возможность заработка часто является ключевым пунктом принятия решения о месте жительства. И тут мы выдвинули гипотезу о том, что если школа возьмет на себя более обширные полномочия и станет неким центром, аккумулирующим в себе знания и генерирующим проектные решения. Тогда эта школа сможет стать одним из сильных направлений развития территории, инициатором многих научных и бизнес процессов, точкой роста для различных стартапов, активным участником и вспомогающей силой экономического роста. Конечно, для этого школе придется трансформироваться. Вместо только академических знаний, придется стать центром инновационной проектной деятельности. Выдавать жизнеспособные бизнес решения и модели развития. Активно искать и поглощать новую информацию, выходить на контакт с научным сообществом, идти в ногу с современными достижениями и открытиями.


Именно такой мы и видим и проектируем современную сельскую школу.

В свою очередь это активно подтолкнет к долгожданному шагу нивелировать разрыв между научной и образовательной картинами мира. Искоренить негативную практику, когда преподаваемая в школе информация устарела и отстала от современных данных порою на десятки лет.

Включив научное сообщество в структуру школьной жизни, мы сможем значительно повысить качество образования и обеспечить должную подготовку молодежи для решения реальных проблем и задач, выпускать специалистов, имеющих достойную базу для дальнейшего развития. Таким образом, при изменении подхода к образовательному процессу, школа может решать текущие проблемы и задачи развития территории, превращая их в прибыльные и экономически эффективные объекты и структуры.

Именно школа может инициировать развитие той или иной области научной деятельности или бизнеса. Основываясь на исходных данных и ресурсах, исторических, этнических и экономических вводных, школа может разрабатывать модели коллабораций и дорожных карт. Активно вовлекая школьников, их родителей, гос и бизнес структуры, находящиеся рядом и в близлежащей местности, население в целом в участие в разработках и в создание новой инфраструктуры и новой парадигмы развития, школа приобретает статус центра притяжения и креатора новой жизни, новых возможностей.


План реализации:

Первый шаг к реализации нашей программы заключается в создании научно-образовательной экосистемы, где каждый участник получает ресурсы и возможности развития — как личного, так и всего социума в котором находится и взаимодействует. На каждой территории, которая входит в нашу экосистему, мы выстраиваем стратегические цели развития как школы, так и всего населенного пункта. Опираясь на сильные стороны, факты и особенности местности, формируем эффективный и уникальный план развития. Активно привлекаем местных жителей и всё школьное сообщество к генерации идей по развитию территории. Проводим встречи, мозговые штурмы, круглые столы. Собираем нужную информацию и перенимаем опыт у коллег и активных членов экосистемы, куда входят разнопрофильные специалисты и эксперты.

Разрабатываем и создаем график мероприятий полезных и интересных активностей. Такие события — хороший повод для встреч участников нашей экосистемы. Тем самым мы развиваем и экосистему в целом и каждую территорию по отдельности.


Эффекты:

В результате реализации нашего проекта и включенности в экосистему, населённый пункт обретает рентабельный научный кластер и эффективный механизм улучшения экономического и демографического положения. Жители становятся активными участниками прогресса и улучшения качества жизни, улучшают своё финансовое состояние. Школа повышает качество образования, обретает новые контексты и практики преподавания и педагогики, становится законодателем стандартов качества в образовательных процессах и событиях. Молодёжь получает качественное и интересное образование, имеет возможность реализовать свои идеи и проекты, развиваться самим и улучшать пространство вокруг себя. Всё это в совокупности приведёт как минимум у прекращению оттока молодого населения, а как максимум — привлечёт новых жителей.


   Аналитические центры