Фильм «Побег из Шоушенка» (1994)

«Побег из Шоушенка» — американский драматический фильм 1994 года, режиссёра и сценариста Фрэнком Дарабонтом, основанный на повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Он рассказывает историю банкира Энди Дюфрена (Тим Роббинс), который приговорён к пожизненному заключению в государственной тюрьме Шоушенка за убийство своей жены и её любовника, несмотря на его заявления о невиновности. В течение следующих двух десятилетий он дружит с другим заключённым, контрабандистом Эллисом «Редом» Реддингом (Морган Фриман), и играет важную роль в операции по отмыванию денег, возглавляемой тюремным надзирателем Сэмюэлем Нортоном (Боб Гантон). Уильям Сэдлер, Клэнси Браун, Гил Беллоуз и Джеймс Уитмор появляются во второстепенных ролях.

Дарабонт приобрел права на экранизацию в 1987 году, но разработка началась только пять лет спустя, когда он написал сценарий в течение восьми недель. Через две недели после отправки своего сценария в компанию Castle Rock Entertainment Дарабонт получил бюджет в размере 25 миллионов долларов на производство фильма, которое началось в январе 1993 года. В то время как действие фильма происходит в штате Мэн, съёмки проходили с июня по август 1993 года почти полностью в Мансфилде, штат Огайо, а Мэнсфилдская тюрьма служила одноименным пенитенциарным учреждением. Проект привлёк многих звёзд того времени за роль Энди, включая Тома Хэнкса, Тома Круза и Кевина Костнера. Музыку к фильму написал Томас Ньюман.

Фильм получил признание от критиков при его выходе, особенно за свою историю и выступления Роббинса и Фримена, но провалился в прокате, заработав всего 16 миллионов долларов во время первоначального театрального показа. Были упомянуты многие причины его неудачи, в том числе конкуренция со стороны таких фильмов, как «Криминальное чтиво» и «Форрест Гамп», общая непопулярность тюремных фильмов, отсутствие женских персонажей и даже название, которое считалось запутанным для зрителей. Он получил несколько номинаций, в том числе семь номинаций на премию «Оскар» и перевыпуск, которое в сочетании с международными показами увеличило кассовые сборы до 73,3 миллиона долларов.

Были отправлены более 320 000 проданных копий VHS по всей территории США, и благодаря номинациям на премию и молве он стал одним из лучших видеорелизов 1995 года. Права на вещание были приобретены после покупки Castle Rock компанией Turner Broadcasting System, и они регулярно появлялись в сети TNT, начиная с 1997 года, ещё больше увеличивая его популярность. Спустя десятилетия после его выхода фильм всё ещё транслировался и был популярен в нескольких странах, при этом зрители и знаменитости сослались на него как на источник вдохновения или назвали его фаворитом в различных опросах, что привело к его признанию одним из самых «любимых» фильмов, когда-либо снятых. В 2015 году фильм был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов США.


Сюжет:

1947 год. Судом штата Мэн слушается дело по обвинению вице-президента банка Энди Дюфрейна (Тим Роббинс) в убийстве своей жены и её любовника. Однако он не признаёт своей вины, но и не помнит, что он делал в ночь убийства, так как был пьян: незадолго до убийства Дюфрейн со скандалом уличил жену в связи с другим мужчиной, но на просьбу жены о разводе ответил отказом. Жена ушла из дома в тот же вечер, а Дюфрейн, зайдя в бар (где много принял), поехал к тому дому, куда уехала его жена, но там никого не оказалось и он решил дождаться жену с любовником; с собой у него был пистолет. Через какое-то время Дюфрейн трезвеет и уезжает домой, а утром служанка находит жену Дюфрейна с любовником застреленными. Пистолет, который Дюфрейн по пути домой выбросил в реку, полиция не находит; другие улики также указывают на виновность обвиняемого.

Дюфрейн приговаривается судом к двум пожизненным заключениям. Он попадает в Шоушенк — одну из самых мрачных тюрем Новой Англии, в которой свирепствуют жестокость и беззаконие. Начальник тюрьмы Сэмюэл Нортон демонстрирует показную религиозность, начальник охраны Байрон Хедли забивает до смерти одного из новоприбывших, вместе с Дюфрейном, заключённых в первую же ночь после прибытия в тюрьму.

Дюфрейн становится работником тюремной прачечной. Через два месяца после прибытия в тюрьму Энди знакомится с другим заключённым, афроамериканцем Рэдом, который благодаря своим связям организует доставку разных товаров в тюрьму по нелегальным каналам, и заказывает у него молоток для камня, объясняя свою просьбу любовью к обработке камней. Дюфрейн также становится объектом сексуальных домогательств группы заключённых, известных как «Сёстры». Они неоднократно домогаются Энди, избивая его за сопротивление, но он, с переменным успехом, старается сопротивляться им до конца.

В 1949 году, благодаря связям Реда, Дюфрейн попадает в группу, которая ремонтирует крышу тюремной фабрики. Во время ремонта Энди, высокопрофессиональный юрист-цивилист, волею случая даёт Хедли совет, как избежать уплаты налога с наследства. Хедли, в благодарность за это, после очередного нападения «Сестёр» на Энди, избивает главаря «Сестёр» Богза Даймонда так, что тот становится пожизненным инвалидом, после чего «Сёстры» оставляют Дюфрейна в покое. Постепенно у Дюфрейна начинается новая жизнь: он становится работником библиотеки, помогая престарелому заключённому Бруксу Хэтлену.

На новом месте Дюфрейн даёт охранникам тюрьмы финансовые и юридические консультации, помогает заполнять налоговые декларации. Постепенно начальник тюрьмы, Сэмюэл Нортон, привлекает Энди к своим финансовым махинациям. Дюфрейн оформляет комплект документов и создаёт некоего Ренделла Стивенса, никогда не существовавшего в реальности, зачисляя отмытые деньги Нортона на счета, открытые на это имя. Одновременно он засыпает сенат штата письмами и через 6 лет добивается выделения денег и книг на расширение тюремной библиотеки. Ещё через четыре года библиотека получает ежегодное финансирование и становится образцовой, чем начальник тюрьмы выгодно воспользовался, чтобы рассказать прессе об образцовом порядке в тюрьме. Нортон также разработал программу «Внутри и снаружи» — привлечение заключённых для работ за стенами тюрьмы. Об этой программе перевоспитания написали во всех газетах.

Спустя несколько лет его напарник, престарелый Брукс, получает досрочное освобождение, чему оказывается совсем не рад — за 50 лет жизни, проведённые в тюрьме, он перестал воспринимать себя за её стенами. Брукс поселился в номере небольшой гостиницы и начал работать в магазине упаковщиком, но с каждым днём ему становилось всё тяжелее. Однажды он, не выдержав, кончает жизнь самоубийством, повесившись в номере, предварительно вырезав под потолком надпись «Здесь был Брукс». Заключённые, знавшие Брукса, узнают об этом из его предсмертного письма. Энди посвящает Бруксу тюремную библиотеку.

Проходят 20 лет тюремного срока Энди. За это время Нортон, с его помощью и используя практически дармовую силу заключённых, проворачивает много тёмных дел с помощью разработанной им программы, откладывает огромные суммы денег на свои банковские счета, одновременно показывая прессе, насколько хорошо проходит воспитательный процесс в тюрьме. Одновременно Дюфрейн помогает получить образование другим заключённым. Он лично занимается с молодым вором Томми Уильямсом, учит его читать и готовит его к сдаче тестов для получения аттестата об образовании. Парень успешно сдаёт экзамен. Узнав об истории Энди, Томми вспоминает, что когда он отбывал трёхлетний срок в другой тюрьме, его бывший сокамерник, психопат Элмо Блатч, рассказывал, как убил владельца гольф-клуба с любовницей, а за убийство посадили её мужа-банкира. Энди понимает, что это убийство — то самое, за которое осудили его, и пытается уговорить Нортона помочь в пересмотре его дела, но получает решительный отказ, поскольку Энди замешан в махинациях Нортона и выгоден ему как бесплатный личный финансист. Начальник тюрьмы отправляет Энди в карцер на необычайно долгий срок, а сам в это время приглашает Томми на ночную беседу за стенами тюрьмы, во время которой Хедли с вышки стреляет в Томми и убивает его, якобы при попытке к бегству.

Дюфрейн возвращается из карцера и продолжает работать на Нортона. Однажды вечером в беседе с Редом он говорит, что когда выйдет из тюрьмы, откроет отель на берегу Тихого океана в городе Сиуатанехо, который находится в Мексике. Энди просит Рэда запомнить название этого города и рассказывает Реду о городе Бакстон, возле которого есть очень памятное для Энди место. Дюфрейн описал Реду, как его найти. Ред рассказывает о разговоре с Энди товарищам. Один из них вспоминает, что недавно Дюфрейн заходил к нему и просил верёвку. Друзья опасаются, что Энди после долгого сидения в карцере сошёл с ума и хочет покончить с собой.

На следующее утро Энди в камере не оказалось. Выясняется, что он совершил побег. В течение долгих лет своего заключения он, с помощью заказанного у Рэда геологического молотка, пробивал тоннель в стене камеры, закрывая его плакатом с изображением сначала актрисы Риты Хейворт, потом Мерилин Монро и Ракель Уэлч, а затем грозовой ночью пролез в помещение, куда сходились канализационные трубы всего жилого блока, пробил основную канализационную трубу и прополз по ней за ограду тюрьмы. Утром он, надев украденные у Нортона костюм и ботинки, посетил несколько банков, куда перечислял деньги Нортона, и закрыл счета, открытые на имя созданного им самим «мистера Стивенса», получив около 370 тыс. долларов, а также направил письмо с материалами о коррупции в тюрьме Шоушенка в редакцию газеты. В результате Хедли арестовали, а Нортон, не желая сдаваться полиции, покончил с собой, застрелившись в своём кабинете.

Вскоре Рэд, получивший пустую открытку со штемпелем города Форт-Хэнкок, который находится на границе с Мексикой, понимает, где Энди пересёк мексиканскую границу и куда он направлялся. После очередной комиссии по досрочному освобождению Ред выходит на свободу. Он поселяется в том же номере, в котором жил покойный Брукс, и некоторое время работает в том же магазине упаковщиком, но затем решает найти тайник, о котором Энди рассказывал ему в тюрьме. В тайнике он находит послание от Энди с деньгами и отправляется в Мексику, в городок на берегу Тихого океана, где и встречает Энди.


   Фильмы 1994 года
   Фильмы