«Крёстный отец 2» — американский эпический криминальный драматический фильм 1974 года режиссёра Фрэнсисом Фордом Копполой, частично основанный на романе Марио Пьюзо «Крёстный отец». Пьюзо был сосценаристом с Копполой. Это как продолжение, так и приквел к фильму «Крёстный отец», представляющие параллельные драмы: историю Майкла Корлеоне (Аль Пачино), нового дона семьи Корлеоне, защищающего семейный бизнес после покушения на его жизнь; приквел охватывает путешествие его отца, Вито Корлеоне (Роберт Де Ниро), от его сицилийского детства до основания его семейного предприятия в Нью-Йорке. В актёрском составе также входят Роберт Дюваль, Дайан Китон, Талия Шайр, Моргана Кинг, Джон Казале, Марианна Хилл, Ли Страсберг.

После успеха первого фильма Paramount Pictures начала разрабатывать продолжение, и многие актёры и съёмочная группа вернулись. Коппола, которому было предоставлено больше творческого контроля, хотел сделать как продолжение, так и приквел к первому фильму, который расскажет историю подъёма Вито и падения Майкла. Съёмки начались в октябре 1973 года и завершились в июне 1974 года. Премьера фильма состоялась 12 декабря 1974 года в Нью-Йорке и в широкий прокат 20 декабря того же года, получив неоднозначные отзывы от критиков; однако его репутация быстро улучшилась, и вскоре он стал предметом переоценки критиков. Он заработал 48 миллионов долларов в США и Канаде и до 93 миллионов долларов по всему миру при бюджете в 13 миллионов долларов. Фильм был номинирован на одиннадцать премий «Оскар» и стал первым продолжением, получившим премию за лучший фильм. Шесть побед также включали в себя лучшую режиссуру для Копполы, лучшую мужскую роль второго плана для Де Ниро и лучший адаптированный сценарий для Копполы и Пьюзо. Пачино получил премию «BAFTA» за лучшую мужскую роль и был номинирован на «Оскар».

Как и его предшественник, фильм остаётся очень влиятельным, особенно в жанре гангстеров. Он считается одним из величайших фильмов всех времен, а также редким примером сиквела, который может превосходить своего предшественника. В 1997 году Американский институт киноискусства поставил его на 32-е место в списке величайших фильмов в истории американского кино, и он сохранял эту позицию на протяжении 10 лет. В 1993 году он был выбран для сохранения в Национальном реестре фильмов. «Крёстный отец 3», заключительный фильм трилогии, был выпущен в 1990 году.


Сюжет:

Фильм состоит из двух сюжетных линий, одна из которых предваряет, а другая продолжает сюжет первого фильма. Сцены обеих историй перемежаются между собой на протяжении всего фильма. В первой из них, основанной на сюжете книги III романа «Крёстный отец», повествуется о ранних годах жизни будущего главы одного из сильнейших мафиозных кланов Корлеоне — Вито Корлеоне.

Будущий Дон Корлеоне, при рождении Вито Андолини, появился на свет в 1891 году в городке Корлеоне на Сицилии. Отец Вито был убит за оскорбление главаря местной мафии, когда мальчику было девять лет. Его мать и брат Паоло также погибли от рук мафиози. Несмотря на то, что юный Андолини считался недоразвитым, потому что не мог говорить, убийца его семьи Дон Чичо опасался, что рано или поздно Вито отомстит ему, а потому приказал избавиться от мальчишки. Но родственникам удалось тайно вывезти его из Корлеоне и переправить в США. Там по ошибке пограничника мальчик получает имя родного городка Корлеоне: с того дня его стали звать Вито Корлеоне.

Следующий период его жизни, показанный в фильме, — молодость в итальянских кварталах Нью-Йорка 1910-х. Он работает в лавке отца своего друга Дженко Аббандандо, но после требования местного криминального босса дона Фануччи дать место в лавке его человеку, Вито теряет работу. Вскоре он случайно помогает местному мелкому вору Питу Клеменца, который в ответ за помощь благодарит Вито и его молодую жену украденным в богатом доме ковром. Вито втягивается в криминальный мир и собирает шайку, в которую входят, кроме него самого, Клеменца, Дженко и друг Клеменца Сальваторе Тессио. Когда дон Фануччи начинает требовать долю их прибыли, Вито принимает решение убить его: по расчёту Вито за Фануччи нет никакой реальной боевой силы и, убрав его, можно будет не делиться деньгами, за которые он со товарищи рискуют свободой и жизнью. Вито выслеживает и убивает Фануччи во время празднования Пасхи в итальянском квартале. Вскоре Вито становится влиятельным человеком в своём квартале, его начинают звать «крёстным отцом», обращаться за помощью, просить покровительства. Бизнес Корлеоне разрастается, друзья открывают собственную компанию «Дженко» по импорту оливкового масла для прикрытия нелегальной деятельности.

Репутация дона помогает ему, как он говорит, «решать проблемы».

Преуспевающий американский бизнесмен Вито Корлеоне с маленькими сыновьями и женой посещает Сицилию, где благодарит родственников за своё спасение и мстит престарелому Дону Чичо. Во время убийства Чичо Вито помогает его друг Томазино (который впоследствии поможет Корлеоне ещё раз — именно у него прятался сын Вито Майкл в первой части саги). Во время перестрелки на вилле дона Чичо Томазино тяжело ранят. Наконец Вито возвращается в Америку.

Вторая сюжетная линия не основана на книге, она является логическим продолжением фабулы романа и рассказывает о сыне Вито Корлеоне — Майкле, который в 1950-е годы перенял отцовское дело и стал главой Семьи.

Конец 1950-х. Семья Корлеоне празднует первое причастие Энтони, сына дона Майкла Корлеоне, в своём поместье на берегу озера Тахо в штате Невада. Майкл видит неспособность старшего брата Фредо справиться с собственной женой, встречается с мафиози Фрэнки Пентенджели — старым другом дона Вито, скорбящим по покойному Питу Клеменца, под началом которого он работал. Фрэнки жаждет расправиться с некими братьями Розатто, которые сильно мешают бизнесу семьи Корлеоне в Нью-Йорке, и просит у Майкла разрешения, но сталкивается с отказом. Есть и более серьёзная проблема — местный сенатор Пэт Гири пытается свернуть игорный бизнес Корлеоне, пытаясь управлять Майклом, словно марионеткой, однако тот, следуя завещанию отца, сам становится кукловодом, дёргающим за ниточки, подставляет сенатора с убитой проституткой и шантажом заставляет отступить.

На Майкла совершается покушение, в котором чуть не погибают он сам и его жена Кей. В клане Корлеоне завёлся предатель, и Майкл решает на время исчезнуть. Он едет в Майами, где встречается с пожилым влиятельным еврейским мафиози Хайманом Ротом. Вместе с ним он пытается организовать туристический бизнес в столице Кубы Гаване. Впрочем, не всё так просто. Рот называет Майкла своим преемником, однако надеется вскоре вывести его из игры. Майкл прекрасно понимает это и организовывает покушение на Рота, которое срывается, чему поспособствовало предательство Фредо. Об этом узнаёт Майкл, после чего на новогоднем приёме у президента Кубы со словами «Я знаю, это был ты, Фредо» награждает своего брата мафиозным поцелуем смерти.

На Кубе побеждает революция, и Майкл Корлеоне сбегает домой, где его ждут неутешительные новости. У жены случился выкидыш, Фредо удачно сбежал из Гаваны и боится вернуться домой, а Фрэнки Пентенджели заключает сделку с ФБР, думая, что именно Майкл приказал братьям Розатто убить его, хотя это было не так. Кей уходит от Майкла, отказываясь быть женой босса мафии; при этом она говорит ему, что выкидыша не было, а был аборт и что она давно не хочет от него детей. Тем не менее Майкл оставляет себе сына и дочь. При встрече с Фредо он отрекается от него из-за предательства, но отпускает его, боясь травмировать пожилую мать, которая вскоре умирает. Перед Кей, тайком пришедшей навестить детей, он, не дрогнув, закрывает дверь, а Фредо, пришедшего на похороны матери, он якобы прощает, но затем приказывает его убить.

Фрэнк Пентенджели собирается давать показания, но дон Корлеоне приводит в зал суда его старшего брата, приехавшего из Италии. Увидев брата, Фрэнки отказывается от своих показаний, чем срывает громкий судебный процесс над семьёй Корлеоне. Тем не менее Фрэнки — предатель, и позже он перерезает себе вены, поскольку только в этом случае о его семье позаботятся. Хаймана Рота убивает Рокко Лампоне, которого, в свою очередь, застрелили на месте преступления. Майкл остаётся главой Семьи.

На похоронах матери одинокая Констанция (Конни), сестра Майкла, уговаривает его разрешить ей жить рядом с ним и заботится о нём и его детях. Она наконец-то находит себя в любви к своему брату.

От двух основных сюжетных линий стоят особняком две последние сцены фильма. Одна из них — празднование дня рождения Вито Корлеоне в 1941 году, во время которого Конни знакомится со своим будущим супругом Карло Рицци, а Майкл объявляет о том, что записался в морскую пехоту. Семья с неодобрением отнеслась к этому, а Сонни даже назвал Майка идиотом, и только Фредо — единственный, кто поддержал выбор Майкла. Вторая — комбинация кадров, показывающих Майкла, думающего о чём-то в одиночестве, и его воспоминания об отъезде с Сицилии после того, как он посетил её в детстве вместе с семьёй.

Последние кадры — постаревшее лицо Майкла, показанное крупным планом. Даже в моменты душевной боли его глаза ничего не выражают, будто на нём — маска.


   Фильмы 1974 года
   Фильмы