«Крёстный отец» — роман Марио Пьюзо, изданный в 1969 году и рассказывающий о жизни одного из могущественных мафиозных кланов Америки — семье дона Корлеоне. На русском языке впервые опубликован в журнале «Знамя» (1987, № 10, 11, 12; перевод Марии Кан и Александры Ильф). В 1972 году произведение экранизировано Фрэнсисом Фордом Копполой. Входит в американскую версию «100 лучших детективных романов всех времен».


Сюжет:

Вито Андолини после гибели отца перебрался из Сицилии в США и взял себе новое имя — Корлеоне. Товарищи Клеменца и Тессио втянули его в преступную деятельность. Вместе они провернули несколько удачных акций, но местный преступник Фануччи, узнав об этом, стал требовать мзду. Корлеоне для вида согласился с его требованиями и даже заплатил, но затем убил Фануччи. Тем самым Корлеоне приобрёл авторитет у местных жителей, начавших обращаться к нему со своими проблемами. За несколько лет Корлеоне создал мафиозный клан и неуклонно расширял свою империю. Его легальный бизнес — поставка оливкового масла, однако общий контроль клана Корлеоне простирается на многие сферы, включая властные и силовые структуры.

Действие романа начинается в августе 1945 года. Особняк дона Вито Корлеоне полон гостей: лидер самого влиятельного в Нью-Йорке мафиозного клана выдаёт замуж дочь Констанцию (Конни). Кроме неё у главы семьи есть сыновья — Сантино (Санни), считающийся вероятным преемником Крёстного отца; Фредерико (Фред), преданный общему делу, но не обладающий смелостью старшего брата; Майкл, выбравший для себя другую стезю — он поступил добровольцем в морскую пехоту, воевал, после демобилизации по ранению поступил в Дартмутский университет.

Вскоре после свадебных торжеств Крёстный отец принимает мафиози Вергилия Солоццо. Тот готов начать продавать в США наркотики и просит Крёстного отца дать ему взаймы денег и обеспечить прикрытие со стороны судей, политиков и полицейских, подконтрольных Корлеоне. Дон отвечает отказом. Солоццо рассчитывает, что после смерти неуступчивого дона власть в семье Корлеоне перейдёт к более сговорчивому и менее опытному Санни. На Крёстного отца совершается покушение. Майклу, пришедшему в больницу навестить отца, удаётся сорвать очередное покушение. Санни приступает к ответным действиям, убив сына дона Таттальи. Выясняется, что за Солоццо стоят не только «пять семей» американской мафии, но и продажный капитан полиции Макклоски.

Майкл понимает, что Солоццо слишком опасен, он нацелен на убийство дона Корлеоне. Он соглашается встретиться с Солоццо и на встрече в ресторане убивает Солоццо и Макклоски. Майкл покидает Америку и укрывается на Сицилии. Начинается война между кланом Корлеоне и Пятью семьями, которая заходит в тупик. Воспользовавшись предательством Карло Рицци, мужа Конни, Татталья заманивают в ловушку и убивают Санни. Майкл едва не гибнет от руки предателя Фабрицио на Сицилии. Дон Корлеоне собирает глав самых крупных американских «семей» и призывает их прекратить войну. Ему приходится принять условие дона Барзини о поддержке наркотрафика и отказаться от мести семье Татталья. Барзини с самого начала стоял за Татталья и Солоццо, он мечтает занять место Корлеоне.

Дону Корлеоне удаётся снять с Майкла обвинение в убийстве Солоццо и Макклоски. Вернувшись в Нью-Йорк, Майкл в течение трёх лет перенимает опыт у отца, удалившегося от дел, вникает в особенности бизнеса, обрастает связями. Дон Корлеоне не скрывает перед ним, что перемирие с представителями враждебных синдикатов — мера вынужденная и временная: «Месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным». Корлеоне постепенно переводят свой бизнес в Лас-Вегас. Однако дождаться, когда реализуются их общие замыслы, Крёстный отец не успевает: он скоропостижно умирает от инфаркта.

Барзини и Татталья нарушают условие перемирия, начиная бизнес на территории Корлеоне. Тессио предлагает стать посредником на переговорах между Барзини и Корлеоне. Однако Майкл знает, что Тессио — предатель. Он предпринимает давно подготовленную атаку. Его люди расправляются с Барзини, Филиппом Татталья, несколькими их подручными, находят и убивают Фабрицио, расправляются с Карло Рицци. Дон Майкл обретает репутацию главы самого мощного клана США. Корлеоне продают свой бизнес и имущество в Нью-Йорке и окончательно перебираются в Лас-Вегас.


Художественные особенности:

Произведения, рассказывающие о деятельности мафиозных структур и их влиянии на общество, выходили в свет задолго до появления книги Марио Пьюзо; многие из них были написаны на основе архивов полиции и могли использоваться автором «Крёстного отца» в качестве рабочих материалов, помогающих насытить роман необходимыми подробностями. Однако, в отличие от других писателей, Пьюзо отказался как от документальной хроники, созданной на основе криминальных очерков, так и от «канонического изображения» жизни гангстеров со стрельбой и погонями. Одним из первых среди литераторов он показал, как формируется иерархия в семейных кланах, каков механизм управления при принятии решений и их выполнении, познакомил читателей с жизненным укладом преступных синдикатов. Исследователи предполагают, что «художественная убедительность» романа связана с хорошим знанием темы: детство Пьюзо прошло в итальянских кварталах Нью-Йорка.

По замечанию журналиста и писателя Петра Вайля, в основе «Крёстного отца» — не «гангстерский колорит», а «добротная основательность семейной эпопеи», сближающая роман Пьюзо с «Сагой о Форсайтах» Джона Голсуорси и «Семьёй Тибо» Роже Мартена дю Гара. В жизни дона Корлеоне и членов его клана главное — это семья. В ней у каждого есть своя роль и свои обязанности; правила складываются десятилетиями:

Первенец назначается в преемники, младший идет в люди, дочь испрашивает согласия на привязанности. Во главе стоит отец, начальник, судья, вершитель. Конкретно — классический американский self-made man, «сделавший себя» эмигрант, прошедший путь от оборванца-работяги до всесильного властелина, — Вито Корлеоне.

Один из принципов сицилийской семьи: «Своих мало, чужие — все». Внутри клана существуют исключительно сердечные отношения; свидетельством тому — мягкое обращение к родным (Санни, Фредди, Конни), сохранившиеся ритуалы, готовность принять тех, кто приходит в дом Корлеоне «ради избавления от риска личной ответственности, в поисках покоя и тепла». В час испытаний на защиту интересов семьи встают даже те, кто прежде демонстративно отстранялся от деятельности Крёстного отца. Поэтому роман, который на первых страницах напоминает стилистикой этнографические зарисовки или «физиологический очерк», ближе к финалу обретает черты «трагедии высокого стиля».


Герои:

Среди исследователей нет единого мнения относительно возможного прототипа дона Вито Корлеоне. По словам историка и журналиста-международника Игоря Геевского, сам образ главного героя — собирательный, однако в нём заметны черты некоторых реальных представителей криминального мира — речь, в частности, идёт о «премьер-министре мафии» Фрэнке Костелло (их объединяет стремление расширять влияние с помощью внедрения «своих» людей в политические структуры), а также Вито Дженовезе, который, подобно романному Крёстному отцу, после покушения решил передать бразды правления сыну. В то же время Пётр Вайль обнаруживает сходство дона Корлеоне с литературным персонажем — королём Лиром.

В биографии Крёстного отца воплотилась «история американской мафии»: Вито Корлеоне, как и реальные лидеры организованной преступности Костелло, Дженовезе, Лаки Лучано, начинал строительство своего клана с участия в уличных группах; затем основал легальный бизнес, под прикрытием которого осуществлялась масштабная криминальная деятельность; позже пытался сформировать цивилизованные отношения между конкурирующими «семьями»: «Время стрельбы и поножовщины прошло. Пора брать умом, изворотливостью, коль скоро мы деловые люди».

Каждый из сыновей дона Корлеоне обладает собственными качествами. Старший Сантино отличается горячим нравом, склонен к риску и не умеет просчитывать последствия своих действий. Младший Майкл — это образец жёсткой целеустремлённости и самообладания; он гораздо позже, чем Санни и Фред, подключается к семейным делам, однако лучше братьев понимает, какие цели стоят перед семьёй: «Санни — это вчерашний день мафии, Майкл — главарь нового типа».

К числу крестников дона Корлеоне относится популярный певец и актёр Джонни Фонтейн, получающий при поддержке семьи выгодные контракты и престижные профессиональные премии. По версии некоторых исследователей, этот персонаж напоминает Фрэнка Синатру, который был связан хорошими отношениями с чикагским гангстером Сэмом Джанканой. Существует легенда, что при встрече с Марио Пьюзо Синатра выразил недовольство из-за того, что некоторые элементы его биографии нашли отражение в романе: певцу, стремившемуся поддерживать имидж респектабельного исполнителя, «вредили разговоры о его связях со многими главарями мафии».


Экранизация:

В гангстерской драме «Крёстный отец», снятой Копполой в 1972 году по мотивам романа Марио Пьюзо, представлен, по словам критика и философа Павла Кузнецова, «самый масштабный образ отца-патриарха»; герой, воплощённый на экране Марлоном Брандо, «обладает сакральной властью и почти нечеловеческой харизмой». Дон Корлеоне заменяет собой американское правосудие, протестует против развития наркобизнеса, поддерживает отчаявшихся, даёт мудрые уроки своим преемникам.

Марио Пьюзо и Копполу неоднократно упрекали в идеализации мафии, но если они и делали это, то, возможно, вполне намеренно: гангстерский эпос стал ироническим парафразом традиционных семейных саг и саркастическим комментарием к эволюции человеческого рода в XX столетии.

Для киноведа Алексея Гусева в картине Копполы важна эволюция героя: режиссёр проследил путь от «бесшабашного сноровистого пацана», прибывшего в чужую далёкую страну, до «бога-вседержателя», способного подчинять себе самых влиятельных чиновников и политиков. Публицист «Независимого филологического журнала» Лоренцо Кьеза пишет, что посыл Копполы, представляющего семью «как объединяющую и авторитарную патриархальную структуру», вызвал определённые вопросы у критиков, считающих, что «защита этих коллективных и в то же время ограниченных ценностей — сама по себе консервативна».


Ценители данного литературного произведения:

Боброва Екатерина Александровна


   Литературные произведения