Сухиничи


Сухиничи — город в России, административный центр Сухиничского района Калужской области.

Население — 14,779 человек (2020).

Узел железнодорожных линий (на Брянск, Москву, Рославль, Тулу), две крупные железнодорожные станции: Сухиничи-Главные и Сухиничи-Узловые.

Образует одноимённое муниципальное образование город Сухиничи со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.

Город расположен на левом берегу реки Брынь, в 5 км от автомагистрали М3 Москва — Киев, в 105 км к юго-западу от Калуги.


В городе родились:

Горбатин Вячеслав Александрович

Костина Марина Васильевна

Лошакова Елена Георгиевна

Носов Владимир Викторович

Струков Олег Олегович

Шулыгин Дмитрий Геннадьевич


Экономика:

Леда

САПК-Молоко

Сухиничская швейная мануфактура

Сухиничский комбикормовый завод

Сухиничский Молочный Завод

Торговый Дом Гуси Электрик


СМИ:

— Газета «Организатор»


История:

Известные памятники археологии относятся к первой половине первого тысячелетия новой эры — это курганы, городища, поселения.

В метриках Великого Княжества Литовского (Lithuanian METRICA, книга 3, 1440—1498) упомянуты Сухиничи. Запись сделана около 1440-х годов.

Сухиничи были основаны в конце XVIII века, но до XX века никогда не были административным центром и не имели статуса уездного города и принадлежали к числу тех очень немногих русских городов, которые выстроились сами, благодаря развитию хозяйственной жизни, а не были построены для военных или административных надобностей.

Ещё до обращения в город в 1840 году, село Сухиничи служило важным перевалочным пунктом для таких товаров, как сало, пенька, конопляное масло и прочих, направлявшихся через него к пристаням Волги и Западной Двины. Торговля для Сухинич составляла в то время одну из характерных особенностей. Через селение в одно только зимнее время проходило ежегодно от шести до десяти тысяч груженых подвод, а оборот этой торговли равнялся 25 миллионам рублей. Как правило, товар направлялся на Зубцовскую и Ржевскую пристани, а оттуда к Рижскому и Санкт-Петербургскому портам.

Активное хозяйственное развитие на территории района началось в конце XVIII — начале XIX веков, когда город Сухиничи стал приобретать важное торговое значение. В этот период построены все основные сохранившиеся памятники архитектуры и градостроительства.

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери построен в 1770 году. Разрушенная в 1933-м, колокольня была восстановлена в 2003 году. В 1937-м, многих священников расстреляли на окраине Сухинич, в местечке, называемом «Калинов Куст». При советской власти, в церкви располагалась школа фабрично-заводского обучения и мастерские; во время оккупации фашистами, в церкви была конюшня; после освобождения города от фашистов, в 1943-м, советская власть разрешила открыть церковь для служения.

После проведения через Сухиничи двух железных дорог (ветки Москва — Брянск Московско-Киево-Воронежской и ветки Данков — Смоленск Рязанско-Уральской) благосостояние города, торговля и промышленность получили дополнительный толчок к развитию. Таким образом, будучи связан с ближайшими и более удаленными поселениями, этот городок привлекал к проживанию все больше населения, хотя и не имел статуса уездного. Даже в первые годы после Октябрьской революции в Сухиничах по субботам и воскресеньям были большие базары, дважды в год ярмарки, имевшие популярность не только у близлежащих, но и удаленных населённых пунктов.

Средством доставки продуктов и различных изделий были телеги различной конструкции, и в дни базаров по всей средней части городка торчали направленные вверх оглобли от телег, привозивших на продажу различные товары.

Значительные коррективы в развитие не только города Сухиничи, но и всей страны, внесли события 1917 года. В 1920—1930-е годы произошли изменения во всех областях деятельности, культуры и религии жителей города.

В 1914—1920 годах по проекту архитектора Н. Г. Мартьянова в Сухиничах построили старообрядческую церковь в честь Казанской Иконы Божией Матери, в которой позднее советская власть, разобрав колокольни, разместила дизельный электрогенератор; священники Казанского храма Илия Шелепов и Тихон Бабанов были расстреляны в 1937 году.

В 1927 году город становится центром вновь образованного Сухиничского уезда Калужской губернии. В 1929 году — центром Сухиничского округа и Сухиничского района Западной области.

В 1930 году был упразднен Сухиничский округ, а в 1937 году — Западная область; город оказался в составе Смоленской области.

Во время Великой Отечественной войны был оккупирован с 7 октября 1941 года по 29 января 1942 года. Ежегодно 29 января отмечается День освобождения города.

С 1944 года город в составе Калужской области.

В 1989 году на его восточной окраине строится филиал производственного объединения «Москвич», где планировалось уже в 1993 году выпустить опытную партию нового «Москвича». И хотя завод так и не заработал, в Сухиничах появился новый микрорайон «Автозавод».

23 декабря 2006 года в Сухиничах был установлен памятник К. К. Рокоссовскому, который командовал освободившей город 16-й армией.


Образование:

На территории города действуют пять общеобразовательных школ (Школы № 1, 2, 3, 4, 12).

Кроме того, в городе Сухиничи действует профессиональный лицей ПЛ-17 (ныне ГОУ «Колледж транспорта и сервиса»), в котором можно получить среднее профессиональное образование.


Здравоохранение:

В городе имеются районная больница с поликлиникой и железнодорожная больница с поликлиникой. В 2020 губернатором было озвучено намерение построить также детскую поликлинику.


Памятники:

— Мемориальный комплекс «Сквер Победы»;

— Памятник воинам, погибшим в Афганистане;

— Стела «Населённый пункт воинской доблести»;

— Памятник В.И. Ленину;

— Бюст К.К. Рокоссовскому;

— Памятник 10-й пушечной артиллерийской бригаде;

— Бюст К.М. Калинину на территории Сухиничской районной больницы;

— Паровоз серии Л, установленный на станции Сухиничи-Главные.


   Города