«Холоп» — российский комедийный фильм.
Режиссёр — Клим Алексеевич Шипенко.
Выход в прокат в России состоялся 26 декабря 2019 года. По состоянию на 3 февраля 2020 года — самый кассовый фильм в истории российского кинематографа.
2 февраля 2020 года компания «Yellow, Black and White» объявила о работе над второй частью фильма.
Сюжет:
Гриша (Милош Бикович) — сын олигарха Павла (Александр Валерьянович Самойленко), избалованный и наглый мажор, проводящий практически всё время в ночных клубах, потребительски относящийся к женщинам и привыкший к полной безнаказанности. После того, как Гриша едва не сбивает насмерть пытавшегося его задержать полицейского, Павел осознаёт, что его сын живёт в полной уверенности, что отец отмажет его от любого преступления. Олигарх в отчаянии ищет способ повлиять на сына. Телепродюсер Анастасия (Мария Миронова), с которой Павел состоит в отношениях формата «дружба + секс», предлагает ему обратиться к своему бывшему мужу, эксцентричному психологу Лёве (Иван Иванович Охлобыстин), чьи неординарные методы практически всегда дают гарантированный результат.
Вскоре Гриша попадает в подстроенное отцом ДТП и теряет сознание. В себя он приходит на конюшне в деревне поместья Российской империи образца лета 1860 года, за полгода до отмены крепостного права. Сначала Гриша думает, что это розыгрыш, но затем убеждается, что отныне он — бесправный крепостной, барский конюх, неспособный исполнять свои обязанности, поскольку боится лошадей. Попытавшись убежать, Гриша оказывается на эшафоте, и от виселицы его спасает только появление Аглаи (Ольга Николаевна Дибцева), дочери помещика, ради именин которой барин (Олег Эдуардович Комаров) милует беглеца. Гриша вначале яростно отрицает возможность попадания в прошлое, но потом постепенно смиряется с положением холопа.
В действительности вся деревня XIX века оказывается постановкой Анастасии и психолога, осуществлённой на деньги Гришиного отца. Цель проекта — полностью изменить взгляд Гриши на окружающий мир и на самого себя, для чего команда наблюдает за каждым его шагом. От постоянных накладок — анахронизмов в антураже, неологизмов и неизбежных оговорок в речи «дворян» и «крестьян» — проект спасает только дремучее Гришино невежество, почти полное отсутствие у него даже базовых знаний по истории России.
По замыслу сценариста у Гриши должен начаться роман с Аглаей, перерастающий в совместный побег холопа с «барышней» и полную переоценку жизненных установок, однако цинизм Гриши не позволяет ему осознать, какой трагедией для девушки может оказаться замужество со старым и нелюбимым помещиком. Павел, убедившийся, что его сын и в обстановке другой эпохи не изменился, в гневе едва не закрывает проект. Но Гриша случайно замечает, что «деревенская девушка Лиза» (Александра Николаевна Бортич), неудачно спрыгнувшая с лошади, похоже, носит современные трусики (Лиза — не актриса, а ветеринар, работающий с задействованными в проекте лошадьми, и поэтому не присутствовала на соответствующем инструктаже), и намерен тут же прилюдно это проверить. Увидев реакцию окружающих, Гриша осознаёт, что именно он — в понятиях XIX века — только что натворил, и впервые в жизни возвращается к оскорблённому им человеку, чтобы попросить прощения. Изумлённый Павел соглашается продолжить проект.
Гриша искренне привязывается к Лизе. Психолог предлагает Лизе изменить сценарий и самой стать для Гриши заготовленной «романтической линией». Лизе Гриша противен, но она соглашается ради того, чтобы помочь ему измениться. Попутно Гриша постепенно меняет взгляды на жизнь и самого себя, наблюдая, как его же собственные знакомые пороки воплощаются в «барском сыне Алексее Дмитриевиче», в реальной жизни — самоуверенном молодом человеке Лизы Антоне (Кирилл Нагиев).
Полина, оскорблённая потерей «главной роли», убеждает Антона, что Лиза отбила у неё Гришу совершенно сознательно, при том, что в реальности и сама Лиза действительно начала испытывать к Грише симпатию. Два обиженных актёра находят общий язык; случайно подсмотренная сцена «инцеста» «брата с сестрой» потрясает не только Лизу, но и привычного ко всему Гришу, Лев Арнольдович снимает «Аглаю» и «Алексея» с ролей. В отместку Полина на шоу «Андрей Малахов. Прямой эфир» публично рассказывает о проекте, где «мучают парня», из-за чего возбуждается уголовное дело и объявляется розыск.
Полина помогает следствию вычислить местоположение гнезда злоумышленников. Остаются считанные часы до момента, когда на площадку проекта ворвётся спецназ. Анастасия срочно начинает готовить план «вывода» Гриши обратно в его привычную реальность, а Лев проводит мозговой штурм, чтобы найти способ устроить Грише экстренный катарсис. Для решающей стадии в пожарном порядке набрасывается новый сценарий, за неимением других вариантов (точнее, времени для поиска других вариантов) — нашествие монголо-татар. Золотая Орда в XIX веке Гришу ничуть не удивляет, но когда наступает черёд решающего поступка — не позволить ордынцам забрать Лизу на потеху «хану» (Азамат Мусагалиев), он сдаётся и сбегает к себе на конюшню. Однако через несколько минут всё же собирается с духом, седлает коня и, отбив Лизу, скачет с ней из деревни.
На опушке леса Гришу усыпляют снотворным и по пробуждении сообщают, что якобы он, попав под машину, провёл три месяца в коме и никакой деревни и попадания в прошлое не было. Позитивные изменения характера у Гриши сохраняются, но от осознания нереальности Лизы он впадает в депрессию. Случайно встретив Гришу, Полина и Антон рассказывают ему правду о проекте и о том, что любовь с Лизой у него была настоящей. Найдя Лизу, Гриша остаётся с ней. Павел решается жениться на Анастасии.
В последней сцене фильма в «деревню» привозят и тащат в кандалах к виселице другого «попавшего в прошлое» мажора. В составе команды проекта работает Гриша.
Фильмы 2019 года |
Фильмы |