Playrix


Playrix — российско-ирландский разработчик мобильных free-to-play игр. Компанию основали в 2004 году братья Игорь и Дмитрий Бухманы в Вологде. С 2013 года штаб-квартира Playrix находится в Дублине.

На начало 2022 года в компании работало более 3,000 человек в 25 офисах по всему миру. Компания является четвёртым по размеру выручки разработчиком мобильных игр в мире. По оценке Bloomberg, в 2020 году Playrix стоила около $7.8 млрд, а в 2022 году — $8.1 млрд.


История:

Свою первую игру Игорь и Дмитрий Бухманы написали в 2001 году, на компьютере с процессором Pentium 100. Первая игра Discovera, выпущенная в том же году, была похожа на Xonix. Братья выставили на неё цену в 15$, загрузили в 200 каталогов приложений и выручили в первый месяц 60$. Через полгода Бухманы выпустили вторую игру, довели месячную выручку до 200$ и смогли приобрести второй компьютер. Ещё через полгода выпустили новую игру, а затем занялись скринсейверами, которые им продавали знакомые программисты.

К 2004 году Игорь и Дмитрий Бухманы выпустили три игры и 30 скринсейверов, которые приносили вместе около 10 тысяч долларов в месяц. Братья основали компанию Playrix, сняли офис в Вологде и на первом этапе наняли около 10 сотрудников. К концу 2007 года компания выпустила около 15 казуальных игр, свою первую игру для PC, специализированную для крупных игровых порталов, и достигла 300 тысяч долларов ежемесячной выручки.

В 2009 году Playrix заинтересовалась разработкой free-to-play игр для смартфонов, но продолжала создавать игры для PC. В 2012 году компания запустила первую игру для соцсети Facebook — Township, а в 2013 году Township стала первой игрой, вышедшей на платформе iOS и после на Android. За последующие 7 лет игру скачали около 250 млн раз.

В апреле 2013 года Playrix открыла компанию в Дублине и перенесла туда штаб-квартиру. С 2015 года стала практиковать удалённую работу, и уже в 2016 году число удалённых сотрудников превысило число сотрудников в центральном офисе.

В конце апреля 2015 года компания анонсировала второй мобильный free-to-play проект — Fishdom: Deep Dive. В дальнейшем Playrix выпустила игры Gardenscapes (2016) и Homescapes (2017) — первая к концу 2019 года принесла компании $1.5 млрд долларов выручки. За ними последовали игры Wildscapes (2019), Manor Matters (2020) и Farmscapes (2021).

В сентябре 2016 года компания, по данным App Annie, стала наиболее доходной в регионе СНГ и Прибалтики, а также вторым по размеру выручки европейским издателем игр, и вошла в топ-20 крупнейших мобильных разработчиков игр в мире. В августе 2017 года Playrix заняла первое место среди европейских издателей мобильных игр по объёму доходов от Google Play и App Store.

В начале 2018 года братья Бухманы раздумывали о продаже компании, но после решили сконцентрироваться на инвестициях в другие игровые компании. Летом 2018 года Playrix вложилась в одного из крупнейших европейских разработчиков Nexters. По итогам 2018 года Playrix вошла в топ-10 самых зарабатывающих разработчиков мобильных игр мира. На Россию приходилось 2.8% оборота компании, США — около 40%.

За 2019 год Playrix выручила около $1.7 млрд. Около $100 млн было потрачено на покупку долей в европейских игровых студиях. В августе 2019 года компания инвестировала в белорусскую компанию Vizor Games. В октябре того же года Playrix купила украинскую студию Zagrava Games и интегрировала российского разработчика Alawar Games, а в декабре приобрела сербскую компанию Eipix Entertainment.

В мае 2020 года Playrix купила армянскую студию Plexonic, в июне того же года — хорватскую студию Cateia Games. В результате поглощений компания сильно выросла: в 2020 году в ней работало более 2,500 человек в 25 офисах по всему миру. В сентябре 2020 агентство Bloomberg со ссылкой на анализ App Annie сообщило, что Playrix в моменте стала второй компанией по выручке среди мобильных разработчиков после Tencent.

В феврале 2021 года аналитическая компания App Annie поставила Playrix на третье место в мировом рейтинге разработчиков мобильных игр по объёмам годовой выручки, позади Tencent и NetEase. По данным рейтинга, Playrix поднялась с седьмого места и сместила с третьего места создателя шутера Call of Duty — американскую Activision Blizzard. В марте 2021 года компания купила украинскую игровую студию Boolat Games.


Экономические показатели:

В 2020 году, по данным App Annie, только игры Gardenscapes и Fishdom скачали 190 млн и 130 млн раз соответственно. В результате доходы Playrix от загрузок игр и покупок внутри них выросли до $1.75 млрд за восемь месяцев 2020 года. Доходы от рекламы в приложениях в 2019 году составляли лишь 3% от выручки. Ежемесячное число игроков увеличилось до 180 млн человек.

В 2020 году Playrix сообщала, что во время пандемии COVID-19 число скачиваний игр и выручка значительно выросли. В ответ на пандемию компания в апреле 2020 года выплатила всему штату (2,100 человек) дополнительно по $650.

В апреле 2019 года Дмитрий и Игорь Бухманы были включены в список долларовых миллиардеров Bloomberg. Состояние каждого из основателей оценили в $1.4 млрд. По оценке Bloomberg Billionaires Index, на сентябрь 2020 года доля каждого из братьев стоила $3.9 млрд.


Награды:

— В 2014 году Township вошла в список лучших игр года для Mac по версии Apple.

— По итогу 2016 года Fishdom вошла в список Top Trending по версии Google Play.

— В 2016 году Gardenscapes вошла в список лучших приложений в категории Best games on iPad Russia на App Store и в категории Most Irresistable на Google Play.

— В 2016 году Gardenscapes объявлена игрой года по версии Facebook.

— В 2018 году Gardenscapes стала победителем Mobile Game Awards в номинации Best Game Management & Live Ops.


Критика:

Playrix подверглась критике за использование обманчивой или вводящей в заблуждение рекламы на мобильных рекламных платформах, таких как AdMob. В рекламе многих их игр, таких как «Fishdom», «Gardenscapes» и «Homescapes», показан игровой процесс, который не отражает реальный игровой процесс рассматриваемого продукта. Например, рекламные объявления «Homescapes» представляют игровой процесс как ремонт дома путём выбора правильного инструмента, в то время как на самом деле это игра в жанре «три в ряд». В сентябре 2020 года Управление по стандартам рекламы Соединённого Королевства постановило, что две рекламы «Homescapes» и «Gardenscapes» вводят в заблуждение и «больше не должны появляться в той форме, на которую подана жалоба».


   Разработка программного обеспечения