Основатель — Иннокентий Дмитриевич Миронов.
Хозяйственный директор — Ярослав Сергеевич Мельников.
Преподаватель дисциплин биологии — Ольга Камильевна Нужнова.
Биошкола является проектом автономной некоммерческой организации «Институт передачи биологических знаний».
Занятия проводятся на базе школы-пансиона «Дубравушка».
Иннокентий Дмитриевич Миронов и Артём Игоревич Майнас на территории школы-пансиона «Дубравушка» во время проведения там занятий международной летней биошколы «Пилигрим» (19 августа 2018 года):
Историческая справка:
Международная летняя биошкола «Пилигрим» была создана в 2015 году Иннокентием Дмитриевичем Мироновым и объединённой командой студентов биологического факультета МГУ и факультета международной журналистики МГИМО. Первые пилотные проекты регионального масштаба реализованы в 2013 и 2014 годах при поддержке школы №11 и Калужского областного эколого-биологического центра.
Учителя и руководство этой школы в 2015 и 2016 годах оказали «Пилигриму» неоценимую административную и методическую поддержку, в частности очень помогла Марина Михайловна Рассказова — кандидат биологических наук, доцент ИАТЭ НИЯУ МИФИ.
Осенью 2016 года было зарегистрировано собственное юридическое лицо — автономная некоммерческая организация «Институт передачи биологических знаний», от имени которой в настоящее время и реализуются все проекты.
Международная биошкола «Пилигрим» — это образовательная среда для тех людей, кто хочет связать свою жизнь с науками о жизни — биологией, экологией, медициной. Миссия — помочь из человека, увлекающегося наукой, вырасти в первоклассного специалиста.
Этот рост включает получение общих и частных, теоретических и практических знаний по биологии и смежным наукам, профессиональные знакомства и связи, выбор ВУЗа / СУЗа и подготовка к поступлению, участие в перечневых поступательных олимпиадах и далее — педагогическую практику и поддержку сообщества при обучении после школы, вплоть до трудоустройства по специальности. Важнейшим аспектом является доступность этой образовательной среды для тех, для кого она создана, — как материальная, так и психологическая.
Участниками «Пилигрима» являются школьники в возрасте от 10 до 17 лет из РФ и стран СНГ (а также ребята из других стран, готовые проходить обучение на русском языке), окончившие 4–10 классы, которые с какого-либо ракурса интересуются науками о жизни. Это юные натуралисты, обожающие тискать шмелей и ужей. Это ответственные девушки и парни, мечтающие стать педиатрами и хирургами. Это ребята, которые хотят стать современными учёными-биологами и желают повысить уровень своей теоретической и практической подготовки для поступления в университет мечты. Это неравнодушные экологи, обеспокоенные проблемами биоразнообразия.
Для участия в биошколе кандидатам необходимо пройти двухступенчатый отбор. Первый этап: ребятам нужно выполнить заочное задание, включающее несколько вопросов, подразумевающих развёрнутые ответы. Заявка представляет собой гибрид заочной олимпиады (то есть включает задания по биологии — как на умение искать и анализировать материал, так и на способность применять свои знания и биологическую фантазию) и мотивационного письма (отдельный блок посвящён мотивации к участию в «Пилигриме» и видению себя в профессиональном будущем).
Второй этап — собеседование. Очный этап проводится в Москве и Обнинске. Кто не может приехать, проходит собеседование онлайн (например, по «Скайпу», хотя иногда у ребят не бывает доступа в интернет и общение происходит по телефону). Организаторы знакомятся с будущими учениками ближе, оценивают умение анализировать «здесь и сейчас», узнают больше о человеке как личности, «прощупывают» общий уровень уже имеющихся знаний по биологии и смежным дисциплинам.
При оценке заявки и собеседовании проводится оценка по ряду критериев и при необходимости формализуется результат в виде баллов, полученных за два этапа отбора. Таким образом, отбор носит объективный характер, и организаторы всегда готовы дать обратную связь своим кандидатам.
Участники делятся на группы исходя из возраста и опыта обучения. В первом приближении младшие называются «ДНК», средние — «РНК», а старшие — «Белок». Для каждой группы составляется своя учебная программа — так, чтобы участник, попадая в биошколу в 4–5 классах, мог бы каждый год обучаться новому, начиная с базы, бэкграунда, и продолжая развиваться в том направлении, которое интересно именно ему.
Все младшие ребята слушают курсы, основополагающие для понимания устройства живого. Так, любые живые организмы на Земле состоят из клеток. И наука о живой клетке — цитология — преподаётся всем участникам групп «ДНК» и «РНК». Также в младшем звене организаторы удовлетворяют естественное детское любопытство и дают мальчикам и девочкам вволю пообщаться с живыми объектами в рамках классических курсов по зоологии и ботанике.
В среднем звене развивается заложенная база, прививая понятия о том, как клетки собираются в ткани, ткани — в органы, органы — в организмы, а организмы — в сообщества. И намекая на то, что можно рыть и вглубь — внутрь клетки, к тайнам биохимии и молекулярной биологии. Получив общие представления, ребята проявляют уже осознанную склонность к той или иной области.
В старшем звене организаторы предоставляют ученикам множество альтернатив. Хочешь — занимайся полевой биологией, хочешь — медицинской физиологией, хочешь — генами и биоинженерией. Предлагается также развить другие навыки, которые пригодятся в жизни — учиться выступать публично, писать тексты, изучать английский, заточенный под биологию, и так далее. При этом обеспечивается глубокий уровень материала, ведь преподаватель каждого курса является специалистом в своей области.
Команда преподавателей — выпускники факультетов биологической направленности МГУ имени Ломоносова, медицинских ВУЗов — РНИМУ имени Пирогова, МГМУ имени Сеченова, — а также РГСХА имени Тимирязева и других ВУЗов. Благодаря этим специалистам ребята имеют возможность получить глубокие и качественные знания, соответствующие состоянию дел на переднем крае науки. Также в команде присутствуют практикующие учителя. Они, взаимодействуя с другими преподавателями биошколы, придают работе педагогическую корректность и глубину, тем самым реализуя качественную подачу материала и взаимодействие с детьми.
Очень важную часть преподавательской команды составляют студенты и даже абитуриенты ведущих ВУЗов. Это — вчерашние школьники, только перешагнувшие ступеньку между миром школы и университетом. Они как никто понимают чаяния и проблемы участников и обеспечивают ментальную связь и преемственность (так называемый принцип малых дистанций).
Итак, основное обучение состоит из лекций, семинаров, полевых выходов и лабораторных практикумов по самым разным отраслям наук о жизни. Кроме этого, в вечернее время организуются встречи с приглашёнными лекторами. Это успешные состоявшиеся учёные, врачи, бизнесмены и журналисты, а также ветеринары, агрономы, экологи и цирковые дрессировщики. Эти люди приезжают в биошколу на один-два дня и рассказывают ребятам о том, что можно делать и кем можно стать после окончания ВУЗа.
В 2015 году был проведён успешный краудфандинговый проект на платформе Boomstarter, собравший 420 тысяч рублей. Это позволило закупить новое оборудование для практикумов, снизив цену для участников до 8 тысяч рублей. У проекта было 197 спонсоров, от студентов биофака МГУ до радиоведущего «Бизнесфм».
Менторскую, финансовую и информационную поддержку в течение трёх лет оказывал фонд поддержки науки и образования «Рекурсия» под руководством Елены Боровой. Именно ей принадлежала идея запустить краудфандинг, а в 2016 году «Рекурсией» было собрано 40 тысяч рублей на поддержку талантливых детей в виде предоставления грантов на частичную и полную оплату участия.
В 2017 году биошколе оказал материальную поддержку фонд «Эволюция» в виде гранта в размере 60 тысяч рублей. Средства были использованы для выделения талантливым участникам грантов на дорогу, а также частичную и полную оплату участия в «Пилигриме». Также «Эволюция» прислала Иннокентию Дмитриевичу Миронову научно-популярные книги по программе поддержки учителей. Эти книги активно используются при работе биошколы «Пилигрим».
В 2017 году организация стала грантополучателем Фонда президентских грантов, получив грант в размере 500 тысяч рублей на проведение биошколы «Пилигрим-2018». В настоящее время работа школы проводится на этот грант, более половины из которого пошло на гранты участникам (всего выделено более 30 грантов на дорогу и оплату участия).
Также в 2017 году помогло издательство «Альпина нон-фикшн», подарив научно-популярную литературу. Есть у биошколы и частные спонсоры. Так, в 2015 году сотрудником Института белка (город Пущино) Георгием Гительзоном было подарено несколько коробок стеклянной посуды и реактивов, а в 2015 и 2016 годах Константин Зайцев, Андрей Ломакин и Алексей Стыценков сделали финансовые вложения в развитие «Пилигрима».
Очень важно осознание того, что ведущаяся деятельность приносит пользу этому миру и отдельным людям. Высшая радость — видеть, что плоды работы — это изменённые к лучшему судьбы детей. Это их поступления в лучшие ВУЗы страны и зарубежья, это их победы на олимпиадах и конференциях, знакомства, которые они получили благодаря биошколе, это счастливые отзывы их родителей. Для них открывается новый большой мир. Можно взахлёб рассказывать удивительные истории отдельных юношей и девушек... Вот это и есть самое захватывающее и приятное в данной деятельности.
А вот самое трудное — юридическая сторона. Согласование мероприятия с контролирующими структурами, оформление внутренней документации — приказы, списки, договоры... А также заключение договоров с базой, договоры по питанию, охране и медицинскому обслуживанию. Родительские договоры. Контроль наличия у участников всех необходимых документов (медицинских справок у детей, медкнижек и справок о несудимости у сотрудников). Документальное оформление финансовых операций, счета и акты выполненных работ. Всё это — важнейшая часть организации современной летней школы, и очень ценно реализовать её на «отлично».
Организаторами летних школ, как правило, выступают именно специалисты в технических или гуманитарных областях, в которых они и планируют заниматься обучением. Редко, когда они бывают профессиональными управленцами. Поэтому стоит обратить отдельное пристальное внимание на формирование команды, в которую хорошо бы включить, помимо преподавателей, также профессионального бухгалтера, юриста, а также «специалистов по работе с детьми» — опытных вожатых, возможно, психолога.
Проведение летней школы как форма работы с детьми — дело настолько ответственное, что не допускает применения только волонтёрских и добровольческих методов организации деятельности. Для качественного обеспечения быта и безопасности стоит заложить в бюджет средства на оплату труда поваров, врачей и охраны, а также на оформление всем сотрудникам медкнижек, дороги до места проведения и так далее. Все рабочие взаимодействия правильно закрепить соответствующими договорами, в которых прописываются обязанности и ответственность.
Перед созданием своей летней школы необходимо тщательно продумать её миссию. Подумать над тем, для кого вы это делаете и чему хотите научить — подтянуть знания к ЕГЭ или побеждать на олимпиадах? Может, это исключительно ребята из Воронежской области? Будете ли вы читать по своей дисциплине частные курсы или общие? Что именно ученики должны будут вынести из мероприятия? Ответив для себя на подобные вопросы, вы гораздо лучше поймёте, какие вам нужны преподаватели, какую длительность школы избрать, в какой бюджет необходимо вписаться, а также требования к месту проведения и тому подобное.
Дополнительное образование (кружки, секции, курсы, тренинги) в городе Обнинске |