Николай Александрович Громадский

Николай Громадский — первый директор детской художественной школы.

Родился 1 октября 1920 года в Киеве.


В 1964 году на базе отделения музыкальной школы была образована самостоятельная Детская художественная школа. Николай Александрович был назначен её директором. Примерно с этого времени и ДМШ, и ДХШ стали хлопотать о строительстве отдельных специализированных зданий.

Выставки работ учащихся Детской художественной школы проходили ежегодно - в 1963, 1964, 1965 и 1966 годах.

К 1967 году было построено здание музыкальной школы №1. Детская художественная школа продолжала пока оставаться там же, в старом здании школы Шацкого. Николай Александрович прилагал большие усилия к тому, чтобы решить вопрос о строительстве или выделении отдельного здания для ДХШ. В результате было принято решение о перепрофилировании запроектированной ранее пристройки к зданию школы №7. Громадский много и внимательно работал с проектировщиками с тем, чтобы планировка и устройство помещений в будущем здании ДХШ соответствовали требованиям и особенностям педагогического процесса, чтобы в здании было удобно и хорошо и преподавателям, и учащимся. Строительство здания ДХШ было завершено к январю 1969 года. Правда, это было уже без участия Громадского.

Мы же вернёмся в 1964 год. Именно тогда познакомился с Громадским известный обнинский художник, будущий директор ДХШ - Борис Трифонович Шаванов. Он рассказывал:

"Я приехал в Обнинск в 1964 году и устроился работать учителем рисования в школу №3. Вскоре узнал, что в городе есть детская художественная школа. Мне было лет 25, энергии и интереса ко всему художественному было много - я отправился в ДХШ знакомиться. Громадский тогда уже был художником маститым, авторитет его в городе был высок. Он принял меня дружески, расспросил, потом сам рассказал о ДХШ, её проблемах, своих планах и устремлениях. К этому времени у Николая Александровича сформировалось чёткое стремление к творческой работе. Он хотел писать картины, участвовать в выставках и нацеливался на вступление в Союз художников. Правда, сетовал на загруженность педагогической и особенно административной работой. Он тут же предложил мне как молодому художнику заниматься в изостудии ДК ФЭИ, что я с удовольствием и стал делать. Три года я совершенствовал свои навыки и мастерство, набирался опыта под руководством Николая Александровича. В 1967 году он предложил мне перейти на преподавательскую работу в ДХШ, поддерживал во мне решимость и уверенность, что я справлюсь с новыми задачами. Не без некоторых трудностей, но я всё же перешёл на работу в ДХШ... Громадский был талантливым художником - он писал великолепные акварели, да и маслом работал очень уверенно. У него было прекрасное цветовидение, он чувствовал цвет очень точно, до нюансов. В то же время письмо его было в определённой степени декоративно - он любил цвета яркие, чистые, открытые. Это особенно хорошо видно в его натюрмортах, в автопортрете, которые хранятся в фондах Обнинского музея".

При большой насыщенности событиями художественная жизнь Обнинска долгие годы замыкалась сама на себе. Иногда наши художники, наши дети периодически проходили на выставки или конкурсы областного уровня или даже выше. Но город жил замкнутой жизнью. Конец этому положению наступил в 1965 году, когда при ДК ФЭИ образовался Дом учёных.

В те годы это была общественная организация, существовавшая на личные взносы своих членов - энтузиастов. Средств не было, профсоюзная организация ФЭИ почти не финансировала деятельность общественников. Однако было много "светлых голов" из разных институтов Обнинска, было много людей с разносторонними интересами и потребностями. Им было тесно в Обнинске, они хотели общения со всем миром, ну или хотя бы с Москвой и её учёными, писателями, артистами, художниками.

Кроме того, почти у каждого в Москве, Питере, Калуге были интересные знакомые, добрые друзья в самых разных сферах. И 1965 год становится рубежным.

В этот год прошли сразу несколько выставок: в Доме культуры открылась выставка эстампов ленинградских художников - Ветрогонского, Ушина, Бородина, Зырянова, Мешкова, Штейнберга, Сидорова. Это были профессионалы; в фойе Дома культуры открылась выставка калужских художников, посвящённая 25-летию восстановления Советской власти в Прибалтике, участники: Павлишак И., Собинков В., Епишин Ю., и выставка самодеятельных художников страны.

В последующие годы художественная жизнь города была ещё более оживлённой. В 1966 году состоялась выставка работ Б. Преображенского. Автор приехал на вечер учёных. Представлены фотографии Венеции и акварельные рисунки Парижа. Париж и Венеция в Обнинске! В ДК ФЭИ открылась выставка эстампов, организованная Министерством культуры РФ и СХ РСФСР, посвящённая 50-летию Советской власти. В фойе кинотеатра "Мир" прошла очень интересная выставка шаржей калужского художника Мордмилович, позже - выставка боровской художницы Людмилы Киселёвой.

Ноябрь 1966 года в ДК ФЭИ - выставка малоярославецкой художницы Елизаветы Александровны Чернявской, в 1966-1967 годах в ДК ФЭИ прошла выставка рисунков Нади Рушевой.

1967 год был годом 50-летия Октябрьской революции. Так сложилось, что в этом году произошло много событий в художественной жизни Обнинска. 9 февраля 1967 года в Калужском художественном музее была открыта областная выставка работ самодеятельных художников, посвящённая 50-летию Советской власти. Участие в этой выставке приняли обнинские художники: Б. Гудков, Н. Лебедев, М. Аксенов, Н. Громадский, Б. Шаванов и другие. Часть работ этих художников была отобрана на Всероссийскую выставку работ самодеятельных художников.

Примерно в это же время работа Н.А. Громадского "Солдат революции", выполненная акварелью, была отобрана по линии Союза художников СССР на Всесоюзную выставку акварели, которая прошла в дни юбилея в Ленинграде. Как вспоминают А. Шубин, Б. Шаванов и М. Аксенов, подготовка к созданию этой картины заняла у Громадского много времени. Были сделаны рисунки, варианты акварелью и маслом. Часть подготовительного материала к этой картине хранится в фондах Обнинского музея.


Скончался 19 февраля 1970 года.


   Художники
   Персональные страницы