Многие люди (речь идёт о представителях всех возрастных групп) всерьёз полагают, что бизнес — это не для них.

Думают, что это очень сложно. Что нужен большой стартовый капитал, которого нет. Что нужны сильные деловые связи, которые непонятно как найти. Что нужны толковые сотрудники — достаточно умные для того, чтобы сформировать с нуля и поддерживать мощную клиентскую базу, но при этом достаточно честные.

Приходят к мысли о том, что у них этого нет и не будет. И продолжают работать «на дядю», оправдывая собственную лень и трусость отсутствием некой «предпринимательской жилки».


Оглавление:

Что делать, если хочется попробовать создать бизнес в Обнинске?
Где найти помещение для работы?
Как искать клиентов?
Нужно ли регистрировать бизнес официально? Можно ли работать без этого?
Какую систему налогообложения выбрать?
Стоит ли брать банковский кредит на создание бизнеса?
Какую нишу выбрать?


* * *


# Что делать, если хочется попробовать создать бизнес в Обнинске?

1. Начать посещать встречи «Обнинского бизнес-клуба».

Этот клуб — сообщество молодых начинающих предпринимателей. Там всегда помогут советом. С лёгкостью проведут мозговой штурм на заданную тему и подскажут шаги, которые способны сделать новорождённый бизнес лучше и успешнее. Это бесплатно.

2. Сходить в АИРКО.

В Калужской области есть профильное агентство, которое бесплатно помогает начинающим предпринимателям. Особенно тем, кто хочет делать нечто инновационное, а не просто открыть ещё один магазин по продаже ширпотреба.

3. Посетить Центр занятости населения.

Там есть специальная программа. Если официально числиться безработным в течение определённого времени (отклоняя все вакансии, которые они предлагают), то можно безвозмездно получить деньги (вроде 60,000 рублей) на создание бизнеса.


# Где найти помещение для работы?

Арендовать сразу большой офис — рискованное дело. Уж слишком высоки расходы.

Можно попробовать начать с рабочего места в коворкинг-центре. Это куда дешевле. За несколько тысяч рублей в месяц получите оборудованное рабочее место — стол, офисное кресло, необходимые коммуникации (телефонная линия, скоростной интернет, освещение, электричество). Приходите, включаете свой ноутбук и работаете.

Обычно в коворкинг-центрах есть небольшие переговорные. Там можно проводить переговоры. Это куда более презентабельно и престижно, чем звать деловых партнёров к себе домой. При этом куда дешевле, чем устраивать деловые обеды и ужины в ресторанах.


# Как искать клиентов?

Самое простое — создать сообщество в социальной сети ВКонтакте.

Не публичную страницу (паблик), как это сейчас модно, а открытую группу.

Это позволит приглашать туда людей из числа друзей, отправляя по 40 приглашений в сутки (технический лимит социальной сети).

Не стоит сразу же браться за создание сайта. На начальном этапе это зачастую ни к чему. Воспользуетесь услугами профессионалов — потратите деньги. Решите всё сделать самостоятельно — потратите кучу времени. При этом результат не будет очевидным. Так как любой сайт нужно не просто создать, но и продвигать (чтобы на нём была хоть какая-то посещаемость). А это долго и муторно. К тому же этому надо отдельно учиться, поскольку задача весьма нетривиальная и с разбега не решается.

Если бизнес хоть мало-мальски необычный, то можно договориться о сотрудничестве с ОМЦ. Возможная польза от этого — разрешение оставить раздаточные материалы на ресепшене и помощь с распространением информации на ВКонтакте (ОМЦ располагает достаточно посещаемой группой и туда периодически делаются репосты записей партнёров).


# Нужно ли регистрировать бизнес официально? Можно ли работать без этого?

Официальная регистрация бизнеса крайне желательна. Однако в отдельных случаях можно обойтись и без неё.

Особенности следующие. Вести незарегистрированный бизнес куда проще. Никаких налогов, никаких отчислений в пенсионный фонд, никакой бухгалтерии, никаких кассовых аппаратов и расчётных счетов в банке. Полная свобода.

Но таким путём в условиях Обнинска довольно сложно систематически зарабатывать серьёзные деньги. Поскольку есть серьёзные сложности с поиском компаний-контрагентов.

Маленькие фирмы лучше приспособлены к подобным формам сотрудничества. Достаточно лишь поговорить до душам с директором, заручиться его доверием и вот — он уже достаёт из кармана хрустящие банкноты. Чем больше фирма, тем меньше вероятность того, что она согласится работать по чёрным / серым схемам.

Причём всё вышенаписанное относится к сегменту B2B (business-to-business). При продаже товаров населению всё ещё хуже. Поскольку покупатели ожидают получить кассовый чек, или хотя бы приходный кассовый ордер без чека. Без этого почти нереально. Исключение — продажа товара по «клубной схеме», когда покупатель приходит по прямой рекомендации знакомого надёжного человека.


# Какую систему налогообложения выбрать?

Почти любой вид бизнеса, который только может организовать начинающий предприниматель, может использовать упрощённую систему налогообложения (УСН).

Есть две модификации этой системы: вариант с 6% от валовых сборов, вариант с 15% от прибыли.

В подавляющем большинстве случаев лучше (в силу своей простоты) вариант с 6% от валовых сборов.


# Стоит ли брать банковский кредит на создание бизнеса?

Ответ для абсолютного большинства ситуаций — нет, этого делать не надо. Особенно в случае, когда открывается первый в жизни бизнес.

Нехватка предпринимательского опыта не позволит грамотно распорядиться заёмными деньгами. По статистике, огромное количество новых бизнесов закрывается в течение первого года существования. Пока все предпринимательские эксперименты идут на собственные деньги, — всё в пределах нормы. Брать же банковский кредит, не имея на руках выверенного железобетонного бизнес-плана — верный способ загнать себя в долговую яму.

Кредит можно брать только для быстрого развития уже крепко стоящего на ногах предприятия. Поскольку в данном случае это — отличный способ значительно нарастить обороты за рекордно короткий срок.


# Какую нишу выбрать?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Поскольку всё слишком индивидуально и сильно зависит от деловых качеств предпринимателя.

Однако можно отметить ряд интересных моментов. Традиционно выделяют два вида ниш:

1. Стабильная ниша. Есть сформированный спрос. Есть значительная конкуренция.

2. Пустая ниша. Сформированного спроса нет (в силу новизны товара / услуги). Конкуренции тоже нет.

Что же лучше выбрать?

Например, один из самых массовых видов бизнеса в Обнинске — торговля одеждой и обувью в розницу. Этим занимается огромное количество предпринимателей.

Люди, стартовавшие в этой нише 15-20 лет назад, отлично помнят о том, насколько прибыльной она была. Покупатели сметали всё с прилавков, не придираясь и особо не торгуясь. Торговцы за считанные месяцы делали себе состояния, покупали машины и квартиры.

Потом поэтапно начали появляться крупные торговые центры. Конкуренция сильно возросла. Предпринимателям пришлось затянуть пояса.

Сейчас складывается почти парадоксальная ситуация — львиная доля предпринимателей, торгующих в Обнинске обувью и одеждой, едва сводит концы с концами. Прогинаясь под тяжестью арендных платежей и сокрушаясь невероятной конкуренции.

Одинаково недовольны арендаторы торговых центров «MOST», «Пассаж», «Парус», «Центральный» и так далее.

Стонут даже арендаторы в галерее «Этажи» в «Триумф Плазе», являющейся крупнейшим моллом города.

И при всём при этом в городе строятся новые торговые центры. Просто грандиозные по величине. Хотя уже сейчас ясно то, что они будут стоять полупустыми долгие годы.

Почему же мысль про открытие очередного магазина «тряпок» так крепко сидит в головах начинающих предпринимателей?

Ответ прост — это самое простое из того, что может делать человек, не умеющий ровным счётом ничего. Поэтому выбирается самая примитивная схема. Купить оптовую партию китайского / турецкого барахла на очередном «Садоводе» подешевле, и попытаться продать её в Обнинске в розницу подороже. Такой вот бизнес.

Картина мира у таких предпринимателей довольно странная. Они считают, что магазин может выстрелить «сам по себе», без активных действий. Выбрал самое многолюдное место, встал туда со своим товаром, люди ходят, деньги тратят.

Максимум того, на что они готовы — дать рекламу. Заявить о себе погромче.

При этом они имеют весьма условное представление о том, какая именно реклама им нужна. Руководствуются лишь своими представлениями о добре и зле.

Порой по рекламе приходит довольно много новых клиентов. Самое любопытное в том, что зачастую они не знают — что с этой волной делать. И действуют чрезвычайно бездарно.

Например, им чрезвычайно сложно заставить себя спрашивать у всех покупателей о том, откуда они узнали про их магазин. По их меркам это просто неприлично. Как же это так, как они будут приставать к людям с расспросами? Зачем всё это? Вдруг покупатель испугается и убежит? Вместо этого предприниматели стараются делать выводы по косвенным факторам.

Если человек одет просто, то они делают вывод о том, что он просто нищеброд без денег. Если слишком быстро осматривается и уходит дальше, думают, что он просто гуляет и ничего покупать не собирается. О чём такого спрашивать? Да пусть идёт себе восвояси.

По-дефолту решают, что все, кто к ним зашёл, просто проходили мимо. Хотя человек может идти прицельно по рекламе.

Это создаёт кучу проблем рекламщикам. Поскольку сначала продавцы наотрез отказываются покупателей хоть о чём-то спрашивать и принимают всех посетителей за случайно зашедших. А потом говорят рекламщикам о том, что по их рекламе никто не пришёл.