«Корпорация монстров» — американский полнометражный мультфильм студий Disney Enterprises Inc и Pixar Animation Studios. Обладатель премии «Оскар» (2002) в номинации «лучшая музыка» за песню «If I Didn’t Have You». Бюджет — около 115 млн долларов. Премьера состоялась в США 28 октября 2001 года, в России — 21 марта 2002 года. 19 декабря 2012 года мультфильм вышел в формате 3D (в России — 17 января 2013 года). 8 июня 2013 года вышел приквел — «Университет монстров».

Слоган: «Мы считаем, что они страшные, но на самом деле их пугаем мы!».


Сюжет:

Где-то в параллельном мире существует город Монстрополис, в котором живут только монстры. Электроэнергию для своего города монстры извлекают из криков человеческих детей, поэтому главным предприятием Монстрополиса является электростанция и по совместительству фабрика страха — «Корпорация монстров». На ней с помощью специальных аппаратов монстры, работающие страшилами, проникают в человеческий мир через двери стенных шкафов, которые ведут в комнаты детей.

Когда ребёнок кричит, то звук его крика подаётся в специальный переносной баллон жёлтого цвета, из которого потом извлекают энергию. Среди сотрудников «Корпорации» заслуженным лидером по запугиванию является Джеймс П. Салливан по прозвищу «Салли», потомственный страшила представляющий собой гибрид быка и медведя, который работает вместе со своим помощником и другом Майком Вазовски. Конкуренцию ему составляет монстр-хамелеон в виде динозавра Рэндалл Боггс, который всеми силами пытается спихнуть Салли с первого места. В то же время в Монстрополисе действует строгое правило — человеческие дети не должны проникнуть в мир монстров: во-первых, они считаются токсичными разносчиками смертельной заразы для монстров, а во-вторых, их крики в мире монстров способны устроить гигантские сбои в работе электричества. В то же время директор «Корпорации» Генри Джей Водоног наблюдает пугающую тенденцию: всё чаще стали попадаться дети, которые не боятся монстров, из-за чего над Монстрополисом начинает нависать угроза энергетического коллапса.

Однажды после очередного рабочего дня Майк забывает отнести документы в определённые отделы и просит помочь в этом Салли. Придя в цех, Салли обнаруживает, что в нём осталась одна из дверей (после того, как монстр покидает комнату ребёнка, его помощник отправляет дверь на склад). Думая, что кто-то из монстров застрял в комнате, Салли приоткрывает дверь, но в комнате никого нет. Закрыв дверь, Салли обнаруживает, что в цех проникла маленькая девочка. Сильно перепугавшись, Салли делает несколько неудачных попыток вернуть девочку в её комнату, после чего сажает её в сумку, но тут в цеху появляется Рэндалл. Испугавшись (поскольку он имел уже физический контакт с девочкой), Салли прячется, а Рэндалл, который ведёт себя очень подозрительно, отсылает дверь на склад и уходит. В отчаянии Салли бежит в ресторан, где Майк празднует день рождения своей подружки Селии, но не успевает ему ничего рассказать, так как девочка выбирается из сумки и устраивает в ресторане переполох, и парочка, прихватив девочку, под шумок спасается бегством, чтобы не быть схваченными Агентством Обнаружения Детей (сокращённо — АОД).

У себя дома они первое время защищаются от девочки (которую Салли позже называет «Бу»), чем в итоге доводят её до слёз, и от её плача в их квартире наступают колоссальные перебои с электричеством. Пытаясь её успокоить, они в какой-то момент заставляют её смеяться, из-за чего по всему району проходит чрезвычайно мощный заряд электричества, вызывающий в конечном итоге замыкание. Пока Майк строит планы, как им избавиться от Бу по-тихому, Салли приглядывается к девочке и понимает, что она вовсе не заразна, как принято считать. Более того, он даже разрешает ей лечь спать в свою кровать, после чего излагает Майку свой план — пронести тайком Бу на фабрику и найти ключ от её двери. На одном из рисунков, которые Бу делала перед сном, Салли видит Рэндалла и таким образом приходит к выводу, что это Рэндалл вызвал тогда её дверь со склада. Надев на Бу самодельный костюм монстра, друзья приходят на следующее утро на фабрику, но обнаруживают, что там всё кишит сотрудниками АОД. Попытки Майка вернуть Бу в комнату приводят к тому, что он по ошибке попадает в подлую и коварную ловушку, устроенную Рэндаллом (эта ловушка была заготовлена для Бу). В тайной комнате в подвале Рэндалл, обнаружив, кого он поймал, тем не менее, не отпускает Майка, а показывает ему свою установку для пыток под названием «Криковыжималка» — некую помесь пылесоса, чей всасыватель способен загрузить энергией детских криков сразу несколько баллонов. Это, по мнению Рэндалла (машина предназначалась для Бу), должно спасти «Корпорацию» в преддверии грядущего энергетического кризиса.

Салли спасает Майка, и они собираются сбежать с фабрики, но в самый последний момент Салли решает рассказать Водоногу о преступлениях Рэндалла. Однако выясняется, что на самом деле именно Водоног решил похитить человеческого ребёнка, чтобы предотвратить энергетический кризис, а Рэндалл вызвался помочь ему в этом. С помощью специальной двери Водоног отправляет Салли и Майка в Гималаи, где их подбирает дружелюбный Йети, некогда изгнанный из Монстрополиса по неизвестной причине. Он рассказывает им, что неподалёку есть деревня, и Салли сооружает самодельные санки, чтобы добраться туда, но Майк отказывается следовать за ним, потому что разозлился на Салли: он считает, что их теперешнее положение — прямой результат того, что Салли не слушал его советов. Вернувшись на фабрику, Салли освобождает Бу, на которой Рэндалл и Водоног собираются применить «Криковыжималку», ломая агрегат, а затем появляется Майк, который случайно разоблачает маскировку Рэндалла, который чуть не задушил Салли, кидая в Рэндалла снежок (с Гималаев) думая, что Салли на него не обращает внимания, хоть тот пытался извиниться. Следуя за дверью Бу и спасаясь от Рэндалла, друзья попадают на склад с огромным количеством дверей. Заставив Бу смеяться, они тем самым активируют все двери на складе, превратив их в порталы. После непродолжительной беготни им удаётся одержать верх над Рэндаллом и запереть его в человеческом мире, запихнув того в дверь стенного шкафа одного трейлера, где Рэндалла бьют лопатой, приняв за аллигатора. Затем дверь Бу вместе с Салли и Майком перехватывается АОДовцами и мистером Водоногом, который хочет выставить Салли и Майка «похитителями Бу». Майк обманывает их, отвлекая внимание на себя, а Салли и Бу незаметно убегают вместе с дверью, но в последний момент их замечает Водоног и бросается за ними. Салли заряжает дверь и укладывает в кровать девочку. Но в комнату вбегает Водоног и, пытаясь отнять Бу, признаётся, что он «готов украсть тысячи детей, но не даст умереть компании». Вдруг одна из стен поднимается, и ошеломлённый Водоног с ужасом обнаруживает, что попал в ловушку — Салли хитростью заманил его в экспериментальную комнату-тренажёр (она показана в начале фильма), где проходят тестирования страшил-новичков, и всё записывается на видеокамеру. Майк в рубке вместе с сотрудниками АОД разоблачает Водонога, и его арестовывают.

АОДовцы сообщают Салли и Майку, что с ними хочет побеседовать глава АОД, 001, — им оказывается вечно строгая к Майку администраторша отдела страхов Роз, которая сообщает, что они уже два с половиной года выслеживали Водонога, и что вся операция чуть не прошла даром, потому что в дело случайно вмешались Салли и Майк, перехватив Бу, но в то же время без их вмешательства, АОД никогда бы не разоблачило Водонога. Затем она говорит, что Бу можно отправить домой, но её дверь будет уничтожена. Салли прощается с Бу, и её дверь уничтожают в измельчителе. Дальнейшая судьба компании после ареста её босса оказывается под вопросом, но Салли в какой-то момент вспоминает о том, что случилось, когда Бу смеялась, а не плакала. Спустя какое-то время он сам становится новым директором компании, переименовав отдел страхов в отдел смеха, так как смех приносит энергии в 10 раз больше, чем крик. Но Салли всё ещё скучает по Бу. Неожиданно Майк показывает другу сюрприз — он починил дверь Бу, склеив множество щепок. Фильм кончается на том, что Салли проходит в комнату Бу и радостно встречает девочку.


   Фильмы 2001 года
   Фильмы