Ловушка среднего дохода — ситуации в экономическом развитии, когда страна, которая достигает определенного дохода (в связи с данным преимуществом), застревает на этом уровне.
Ловушка среднего дохода возникает, когда рост экономики страны замедляется и в конечном итоге останавливается после достижения среднего уровня доходов. Проблема обычно возникает, когда развивающиеся страны застревают посередине в связи с ростом заработной платы и снижением ценовой конкурентоспособности, и не в состоянии конкурировать как с развитыми экономиками с высокой квалификацией и инновациями, так и с экономиками с низкими доходами, низким уровнем заработной платы и дешевым производством промышленных товаров. По мере роста заработной платы производители часто оказываются не в состоянии конкурировать на экспортных рынках с другими странами с более низкими издержками производства. В то же время они по-прежнему отстают от передовых стран с более высокой стоимостью продукции.
Как правило, страны, захваченные в ловушку среднего дохода имеют:
— Низкий уровень инвестиций;
— Медленный рост производства;
— Слабую диверсификацию промышленности;
— Плохие условия на рынке труда.
Такая ловушка среднего дохода происходила, например, в ЮАР и Бразилии на протяжении многих десятилетий, в период, который Всемирный банк называет диапазоном среднего дохода (ВВП на душу населения составляет от $ 1000 до $ 12 000 в ценах 2010 года).
Для того, чтобы избежать ловушки среднего дохода необходим переход к стратегии внедрения инноваций (новых процессов) и поиск новых рынков сбыта для поддержания роста экспорта. Также важно наращивание внутреннего спроса. Растущий средний класс может использовать увеличение покупательной способности, чтобы приобретать высококачественные инновационные продукты, что помогает стимулировать рост.
Самой большой проблемой является переход от экономического роста, ориентированного на ресурсы, и который зависит от дешевой рабочей силы и капитала, на рост, основанный на высокой производительности и инновациях. Это требует инвестиций в инфраструктуру и образование. Так, Южная Корея показала, что создание высококачественной системы образования, которая поощряет творчество и поддерживает прорывы в науке и технике, является ключевым фактором.
Мировой опыт |