Музыкальная группа «Мелисса» (Melissa) в городе Обнинске

Легендарная металлическая рок-группа из Обнинска после семилетнего молчания выпустила новый альбом — In The Face Of Death. Между тем, ее фронтмен, гитарист и вокалист Николай Тузов далек от черной меланхолии — на вопросы он отвечал живо и оптимистично.

Корр. Последний альбом MELISSA производит впечатление цельной, гармоничной, законченной работы — ни одного случайного трека, ни одного лишнего соло, ни одного сомнительного риффа. Такие альбомы, как правило, получаются либо на одном дыхании, либо как плод долгой кропотливой работы. Как было в вашем случае?

Тузов. Скорее второе. Сразу скажу, что этот альбом включает в себя несколько перезаписанных треков с наших первых двух работ 1995 и 1999 года. Остальные песни мы сочинили совсем недавно. Для меня лично было очень важно, чтобы новый альбом получился абсолютно искренним. И я рад, что именно так и вышло — не было никакого давления ни изнутри группы, ни со стороны. Именно из-за подобных трений, помимо обычных житейских проблем, конечно, мы семь лет не выпускали новой работы. Просто нечего было выпускать. Когда записывали первый альбом, мы были тинейджерами — просто не могли сочинять что-то неискреннее. После всех этих лет столько накопилось негатива, что сейчас хотелось просто выпустить пар, не оглядываясь ни на чье мнение. Опять же, хорошим толчком были наши недавние гастроли вместе с группой CATHARSIS, с которыми мы очень дружно объездили практически всю Россию, были в Белоруссии, на Украине. После этих поездок мы и созрели для нового альбома.

Корр. На альбоме в качестве приглашенных музыкантов присутствуют фигуры из высшей лиги металлической музыки — мульти-инструменталист из THERION Сноуи Шоу и гитарист из KING DIAMOND Энди ЛяРок. Как началось сотрудничество с этими музыкантами и что оно дало MELISSA в плане творчества? И вообще, что это за люди? Они просты в обхождении или высокомерны?

Тузов. Отличные люди! Сначала мы, конечно, «принюхивались» друг к другу, а сейчас готовы чуть ли не семьями дружить — я был у Энди дома несколько раз. У него потрясающий кот Тайсон! Сноуи тоже как-то приехал с женой в студию, поработать над своим концертным DVD, и привез свою собаку, кажется, бультерьера, которая моментально подружилась с Пашей, нашим гитаристом — они носились по студии, было весело! А вообще Энди и Сноуи — мои кумиры со школы, и работать с ними было не просто нереальной мечтой, это огромнейшая честь.

MELISSA надеется, что у группы хватит пороха на следующий альбом

Корр. С 1992 года по 2012 год MELISSA выпустила всего четыре альбома, включая последний. Такая подчеркнуто скромная плодовитость чем-то объясняется?

Тузов. Причина во многом в посторонней загруженности. Но в последние пару лет мы работали интенсивнее, чем за все предыдущее время. А вообще — песни пишутся очень медленно. Этот процесс творческий, может тянуться годами, но можно и сочинить неплохую песню за полчаса.

Корр. Из классического состава MELISSA за двадцать лет остались только двое — Николай Тузов и Павел Гинкин. Это и есть костяк группы? И вообще, что есть MELISSA? Группа или же проект?

Тузов. Однозначно, MELISSA — это группа, а не проект. Проекты так долго не живут. Павел — он основатель группы. Мы с ним работали над всеми песнями на всех альбомах, так что можно нас двоих назвать костяком.

Корр. Все альбомы MELISSA отличает фирменный мрачный колорит, и красной нитью через все творчество проходит тема смерти. Это что, игра такая «возня со смертью» или необходимая дань избранному жанру?

Тузов. С одной стороны, тема смерти действительно присутствует, во многом это обусловлено нашим музыкальным стилем — death metal. Но, с другой стороны, про смерть как таковую особых рассуждений нет на наших альбомах, песни скорее про жизнь, про то, что с нами происходит, что мы чувствуем и т.д. Все банально и стандартно. Скорее, тема усталости превалирует. Музыка — отличный инструмент, чтобы выплеснуть негативные эмоции. Были у нас и «веселые» песни, вроде Simple Things или Pizza Song — народ на концертах их отлично воспринимал, прыгал-веселился, но такие песни совершенно неинтересно играть. На концертах нас часто все же именно слушают, причем очень внимательно. Завоевать такую аудиторию — нелегкий труд, но он тем ценнее.

Корр. Несмотря на огромное количество металлических команд, MELISSA, тем не менее, сумела сказать свое, ни у кого не позаимствованное слово. Такое нередко случается, когда музыканты для души слушают другую музыку: джаз, классику, этнику и так далее. А что слушаете вы на досуге?

Тузов. Мы все всегда слушали и слушаем очень разнообразную музыку. И чем становимся старше, тем реже слушаем тяжелую музыку. Но я по-прежнему считаю, что только джаз и металл дают максимум возможностей для самовыражения. Шире возможности только в классической музыке.

Корр. Если вы следите за состоянием современной рок-музыки Обнинска, то кто из ее героев представляется наиболее ярким явлением? У кого из местных рокеров великое будущее?

Тузов. За двадцать лет мы были знакомы, конечно же, со многими обнинскими музыкантами, группами, проектами и так далее. К сожалению, большинство кануло в Лету. Из наиболее ярких представителей считаю группу Bering Strait, многие музыканты которой играли в MELISSA в свое время. А великое будущее у Сереги Ломакина с его бандой, конечно же! Мы к этому коллективу тоже имеем непосредственное отношение.

Корр. И последнее. Когда ждать следующий альбом?

Тузов. Приступая к работе над «In the Face of Death», я думал, что это будет наша «лебединая песня» — оттуда и такое название альбома, собственно. Но уже в процессе записи мне показалось, что пороха у нас еще хватит. Время покажет, но, надеюсь, на это не уйдут очередные семь лет!

Интервью: 14 марта 2012 года.



Название группы - "MELISSA" - было получено позже, на первом концерте в июле 1992 года, на местном рок-фестивале.

В начальном составе MELISSA было 5 музыкантов (барабаны, бас, две гитары и свободный вокалист). Со временем состав слегка менялся, но с конца 1993 года приобрел стабильную форму:

- Николай Тузов - гитара, вокал
- Павел Гинкин - гитара
- Сергей Ольховский - бас
- Павел Дробан - барабаны

К 1994 году cтиль группы можно было охарактеризовать как Death-doom metal. MELISSA записала три демо-ленты. Павел Дробан проехал тур по СНГ и странам Балтии с группой GORKY PARK техником барабанщика. Это очень помогло MELISSA создать свою студию с новым звукооборудованием. В то же время последняя из демо-лент попадает к знаменитому московскому менеджеры Эджену Прайсу (MetalAgen), с которым MELISSA заключает контракт на выпуск первого альбома в 1995 году. Альбом называется "In Mourning", записан в апреле-мае 1995 года на своей студии MELISSA в Обнинске, выпущен на MetalAgen Records при поддержке Концерна "Союз" в сентябре 1995 года. Альбом получил хорошие отзывы, неоднократно попадал в десятку хитпарада газеты "АиФ-Я молодой". Позже этот альбом был переиздан на CD на "Союзе", в августе 2002 года. Melissa отыграла несколько концертов на фестивалях Москвы и Питера.

В 1997 году из группы уходит Павел Дробан, барабанщик, по личным обстоятельствам. MELISSA откладывает запись нового альбома.

В конце 1997 года два основных сочинителя песен - Николай Тузов и Павел Гинкин - продолжили работу над новым альбомом. Было приобретено новое профессиональное оборудование, завершен материал альбома.

К группе присоединяется новый барабанщик, Александр Арзамасцев. Александр быстро выучил новый материал и даже поучаствовал в написании песни "Pizza Song", где он спел дуетом с Николаем. MELISSA записывает новый альбом "In Peace..?" в январе-марте 1998 года. Стиллистически и по звучанию MELISSA несколько изменилась на этом альбоме. В записи участвовали также Сергей Бондаренко (клавиши) и Александр Мамонов (саксофон). Некоторые посчитали этот альбом излишне экспериментальным и, возможно, сложным для восприятия. Поэтому альбом "In Peace..?" удалось выпустить лишь в июне 1999 на независимой фирме "Matek records".

В декабре 2000 года MELISSA выступает в Питере на фестивале "Банзай" в клубе "Полигон". Этот концерт явился возвращением группы на российскую метал-сцену после 4-летнего перерыва. С 1998 года MELISSA регулярно выступает в родном Обнинске. На разных концертах с группой играет ряд приглашенных музыкантов - те же Сергей Бондаренко (клавиши, бас), Александр Мамонов (саксофон), а также Роман Чинников (барабаны), Владимир Чучелов (перкуссия), Илья Тошинский (гитара), Сергей Пасов (скрипка) и Павел Дробан (барабаны).

Весной того же 2000 года MELISSA практически заканчивает запись нового альбома. Но к тому времени Александр Арзамасцев и Сергей Ольховский в очередной раз уезжают в США работать в в другом проекте под названием "Bering Strait" ("Берингов пролив), в кантри-стиле. Запись третьего альбома приходится отложить. MELISSA становится активной фактически два месяца в году, продоложая по приезду "американских" участников давать концерты в Обнинске и Питере.

В августе-сентябре 2002 года новый альбом все же записан. Сергей Бондаренко (клавиши) становится членом группы; он же записывает и сводит альбом (рабочее название "Living in a Daymare"). В записи также учавствует Павел Дробан (барабаны) и Сергей Пасов (скрипка). Теперь стиль группы просто невозможно определить однозначно - в одной из рецензий на этот альбом упоминается и death-thrash metal, и отголоски кантри, и баллады в духе Боба Дилана или Стинга. Сама MELISSA определяет свой стиль как "daymare metal" - собственное, новое и неповторимое движение в тяжелой музыке.

Альбом был представлен компании "Союз", которая сразу дала согласие на его выпуск.

В декабре-январе MELISSA в очередной наезд своих "американских согруппников" несколько дорабатывает альбом и дает новогодний концерт. Этот концерт оказывается примечательным тем, что на сцену выходит сразу несколько музыкантов, которые спустя буквально три дня становятся номинантами на самую престижную в мире музыкальную премию GRAMMY - Александр Арзамасцев (барабаны), Сергей Ольховский (бас), Сергей Пасов (скрипка) и Илья Тошинский (гитара). Наши коллеги по MELISSA и друзья, играющие в группе Bering Strait номинированы за лучший кантри инструментал.

Летом 2004 года альбом "Living in a Daymare" выходит на концерне "Союз" при поддержке старого друга - Евгения Аксенова, главы MetalAgen records. Альбом получает неоднозначные рецензии, т.к. такого разнообразия стилей музыканты еще не представляли на одной пластинке сразу.


   Музыкальные коллективы