Лидия Михайловна Марулина

Лидия Марулина — генеральный директор центра современной стоматологии «Стомалим».

Является генеральным директором клиники лазерной медицины «АМАТИ».

Выросла в Орле, затем училась в Московском стоматологическом институте. В Обнинске — с середины 1980-х годов. Первые шесть лет жизни в городе работала в Медицинском радиологическом научном центре, сначала учёба в клинической ординатуре, затем — младший научный сотрудник. Занималась челюстно-лицевой хирургией в онкологии.


«Я НИ РАЗУ НЕ ПОЖАЛЕЛА, ЧТО ВЫБРАЛА МЕДИЦИНУ»

Коллеги Лидии Михайловны Марулиной, с которыми мы пообщались перед встречей с ней, чтобы составить себе первое впечатление, рассказали, что, заходя в директорский кабинет, ты можешь быть уверен, что она предпримет максимум усилий для решения вашей проблемы. Она встречает посетителей доброжелательной улыбкой, причем эта доброта идет от чистого сердца. Генеральный директор всегда может подсказать или помочь в любой ситуации – рабочей или какой-то иной.

Действительно, так и оно оказалось. Мы встретились c Лидией Михайловной в одном из ресторанов первого наукограда. И стоит признать, что наша беседа получилась открытой и доброжелательной, будто мы давно были знакомы друг с другом.

– Лидия Михайловна, расскажите, как вы стали врачом и как попали в Обнинск?

– Я родилась в Абхазии, в городе Ткварчели, сейчас это уже заграница. А потом, когда мне было пять месяцев, родители решили переехать в Орел. С моим местом рождения иногда бывает очень неудобно. Если визу, например, в какую-то страну получать – нужно самой приезжать в посольство, несмотря на то, что я всего пять месяцев прожила в Абхазии, но строчка с местом рождения в паспорте об этом есть. В Орел мы переехали к маминым родителям. Там же я окончила школу, а затем поступила в Московский стоматологический институт (сейчас это Московский государственный медико-стоматологический университет).

– Лидия Михайловна, а какой город вы считаете родным?

– По ощущениям – Обнинск. Я живу здесь уже 27 лет – больше половины своей сознательной жизни. Когда я только приехала сюда, поняла, что это – мое. Он мне сразу же стал родным, как только я вдохнула обнинский воздух.

Сам по себе город тоже выделяется из всех в Калужской области и Средней полосе – зеленый, небольшой, спокойный, и очень удобный. И люди здесь другие по уровню культуры, общения, интеллекта – настоящий город ученых, каким когда-то создавался.

К тому же мой муж коренной обнинец. Мы познакомились с ним в институте, учились вместе на одном потоке. А по окончании института меня распределили в первый наукоград. Сначала я попала в ординатуру на базе Научно-исследовательского института медицинской радиологии. Потом у нас родилась дочка, и я продолжила карьеру в ИМР, занималась челюстно-лицевой хирургией, вела больных, стояла на операциях. Для молодой женщины это была очень сложная работа – приходилось пропускать через себя боль людей, у которых были серьезные заболевания. Такой я человек – не могу равнодушно воспринимать чужое горе. Но это стало хорошей школой, я приобрела хороший клинический опыт, необходимый врачу.

– Раз уж упомянули мужа, расскажите о вашей семье.

– Мы с мужем работаем вместе. Игорь – финансовый директор. Я человек более мягкий и компромиссный, а он если сказал, то сделал. Если бы не он, то вряд ли что-то у меня одной получилось. Он принимает активное участие во всем, я не представляю, что бы без него делала. Отчасти именно он создал меня как личность.

А еще у меня есть любимая дочь Юлия, прекрасная девушка и большая умница.

– А почему профессией выбрали именно медицину?

– Это давняя история, мне тогда было всего 3 года. Я ходила в детский сад, у нас была одна воспитательница, которую я очень любила. И я помню наш разговор, я тогда сказала ей: «Анна Николаевна, вот вы знаете, когда я вырасту, а вы станете старенькой, у вас будут морщины, а я буду хирургом и все ваши морщинки разглажу».

Вообще, у меня не было какой-то конкретной цели в медицине, но я хотела стать врачом, правда, больше стремилась к косметологии, чтобы делать людей красивыми.

В первый год в институт не поступила, работала санитаркой в больнице. Жили с подругой в общежитии, а потом успешно сдала экзамены.

По-другому я себя не видела, и ни разу с тех пор не пожалела, что выбрала для себя медицину, которую до сих пор считаю одной из самых благородных профессий.

– Как начинался ваш бизнес. Как родилась ваша стоматологическая клиника?

– Это было непростое перестроечное время. Моя свекровь заведовала здравпунктом. В нем было стоматологическое кресло, которое практически всегда пустовало – ну не было специалиста. Точнее, он приходил раз в год, чтобы осмотреть студентов.

В общем, моя свекровь подсказала мне его арендовать. Мы – я, мой муж и еще несколько человек – на это решились и начали работать. Тогда достаточно было дать объявление в газете, чтобы люди пошли на прием. Но с инструментами и оборудованием было очень тяжело.

Помню, на самые первые материалы и инструменты я заняла пять тысяч – по тем временам достаточно серьезные деньги. Муж первое время в новое дело не верил, но потом скепсис у него все-таки пропал, более того, он сам активно включился в работу.

В то время люди были рады любой альтернативе государственной медицине. Да и к тому же врачи хотели новых возможностей, нового подхода к работе, ну и конечно, хотели легально зарабатывать деньги, а не получать их как подарки.

Так, с одного стоматологического кресла и начали. Различные материалы доставали с огромным трудом. Это касалось не только нашего бизнеса, дефицит в расходных материалах испытывали все. Помню, приехала как-то в Москву в одну известную теперь фирму, занимающуюся поставкой материалов, а там просто стоял столик, за ним сидела тетенька, и перед ней лежали материалы, часто уже начатые, которые кто-то сдавал. Теперь это вспоминаешь и думаешь – как же так могло быть? Я сейчас сравниваю, как дела шли в начале 90-х и сейчас, и мне кажется, что это совершенно две разные реальности. В общем, потихоньку работали.

Некоторое время мы работали на арендованном стоматологическом кресле, но потом дела пошли в гору, и мы приобрели свою установку. Затем городская администрация организовала поездку в Америку, в город Окридж – побратим Обнинска. В рамках профессионального обмена туда поехали семь человек врачей-стоматологов, трое были из нашей клиники. Две недели нас возили по клиникам, показывали и рассказывали. Конечно, сказать, что мы удивились, это все равно, что промолчать. Когда вернулись обратно, энтузиазма на преображение нашей клиники было хоть в долг давай, и первым делом мы занялись ремонтом. Перестроили буквально все, хотя нам говорили: вы же арендуете помещение, зачем вкладываться в стены.

Нередко к нам приводили гостей на экскурсии, ведь «Стомалим» стал первым медицинским учреждением, созданным по международным стандартам.

Мы – первая в области частная клиника, которая получила лицензию. Тогда еще не знали, как эти лицензии выдавать, никаких механизмов не было. На нас этот процесс, можно сказать, обкатывался.

– Как выглядит типичный рабочий день директора стоматологической клиники?

– Дверь моего кабинета практически не закрывается до конца дня – решаю административные вопросы, которых, стоит признать, совсем немало. А раньше приходилось и лечебными вопросами заниматься, по сути дела я выполняла функции не только директора, но и главного врача. Но теперь у нас есть отличный специалист на этой должности. В общем, у меня есть на кого положиться.

Вечерами занимаюсь рассмотрением различных документов, принятием финансовых решений, подписью бумаг. Немалую часть полномочий делегирую своим помощникам. Контакт у меня налажен буквально с каждым сотрудником. Для эффективной работы клиники персоналу важно знать, что руководитель интересуется ими.

– Сегодня в регионе достаточно много стоматологических учреждений. В чем ваша «фишка», преимущество перед конкурентами?

– У нас за время работы сложились свои традиции, свой подход к пациенту. Наша клиника оснащена современным диагностическим и манипуляционным оборудованием, обеспечивающим пациенту максимум качества и комфорта.

Есть определенная кадровая политика. Клиника – это механизм всегда готовый к действию. В условиях жесткой конкуренции большое значение имеет грамотный подбор персонала. Мы стараемся поддерживать высокие стандарты квалификации нашего персонала – обеспечиваем им возможность роста, чтобы они видели перспективу.

Мы стремимся к тому, чтобы специалисты могли заменять друг друга. Если человек готов работать, у него глаза горят – я обеими руками за такого. Но при этом я не могу сработаться с людьми, которые не могут изменяться, не воспринимают новации или делают ошибки, из которых не извлекают выводов. Держать человека, который как балласт тянет других на дно, которого ничего не интересует, мне это не нужно. То же самое, могу сказать и о специалистах, кичащихся своими бывшими регалиями, но отказывающихся воспринимать новые веяния.

У нас в клинике даже есть своя корпоративная конституция, в которой прописан такой пункт: «Человек имеет право на ошибку, ошибки не должны быть преднамеренными, и не должны повторятся. И обязательно должны быть исправлены». Сами прекрасно знаете, ошибки совершает тот, кто что-то делает. Помимо этого, в этой конституции закреплены основные моменты внутреннего распорядка. В каждом коллективе, я думаю, есть своя корпоративная кухня.

Еще одно наше преимущество – автоматизированная система управления, это некая база данных, в которой хранится вся информация об обращениях наших пациентов. Эта система существует у нас с 1996 года. Есть свой системный администратор, который работает со специально созданной для нас программой.

– Интересно, многие клиники только начинают внедрять такую практику. То есть инновации вы используете активно?

– Да. К примеру, недавно приобрели дентальный 3D томограф, который делает объемные снимки. Этот аппарат позволяет врачу рассмотреть проблемный участок со всех сторон, что в свою очередь поднимает качество лечения.

– В последнее время становится популярным термин «личный стоматолог». Как вы считаете, он нужен человеку, или это просто веяние рынка?

– Я считаю, что это правильно. Если есть свой парикмахер, мастер по маникюру, то врач тем более должен быть личный. Это человек, который знает историю и развитие заболеваний, особенности организма. Вот даже если вы приходите в парикмахерскую стричься, вам комфортнее прийти к тому, кто вас знает, кому не требуется лишних объяснений. Что касается врача, не только стоматолога, то ценящие свое здоровье люди должны стремиться к тому, чтобы иметь своего терапевта и других специалистов. Не зря же у нас сегодня много говорят о развитии семейной медицины, о специалистах, постоянно работающих с определенной группой людей, потому что это очень важно.

– Что ожидает клинку «Стомалим» в ближайшем будущем?

– Сейчас мы занялись ремонтом, хотим обновить внешний вид здания. Внутри тоже идет обновление. Недавно мы пригласили двух специалистов – это очень опытные и грамотные доктора, работающие на современном уровне, рациональные, применяющие комплексный подход в лечении. Причем они готовы делиться своим опытом с коллегами.

Обучение вообще является одним из очень важных моментов для любого врача. Если врач не посещает дополнительных лекций, семинаров, он начинает деградировать. Поэтому мы приглашаем к себе в клинику корифеев стоматологии и проводим одно-двухдневные семинары – повышаем квалификацию наших специалистов.

– Лидия Михайловна, если я не ошибаюсь, вы являетесь единственным из Калужской области представителем в Европейской Ассоциации Стоматологов?

– Да, все верно. Я вхожу в состав рабочей группы качества Европейской стоматологической ассоциации (ERO). В этой организации от России представлено всего шесть специалистов. К участникам предъявляются серьезные требования, взять хотя бы знание языков – английский как минимум. Раз в год я посещаю всемирный конгресс стоматологов, а предваряет это мероприятие пленарная сессия ERO, в которой я также регулярно принимаю участие. Все полезное и новое, что удается там узнать, мы стараемся применить у себя на практике.

Это действительно очень крупные мероприятия. К примеру, последний всемирный конгресс собрал представителей более чем из 180 стран. Мы анализируем опыт, накопленный в этой сфере деятельности, разрабатываем практические рекомендации, пропагандируем новые методы в работе.

– Некоторые отмечают, что в регионе сейчас наметилась тенденция приглашать в медицинские учреждения молодых специалистов, а не уже состоявшихся. В этом есть какие-то плюсы?

– Конечно, очень заманчиво взять к себе на работу хорошего опытного врача. Но врачам, которые работают, причем хорошо работают, по 20 лет, нет смысла прыгать с места на место. А если в город приезжает хороший молодой специалист, научить его тем стандартам, по которым мы работаем, на самом деле очень удобный и привлекательный вариант. Но приход в клинику нового опытного врача, который внесет что-то свое – это тоже здорово. И тот, и другой подход правильный.

– Не так давно вы открыли уникальную для региона клинику «Амати», специализирующуюся на лазерной медицине. Как вы пришли к такому решению?

– Изначально это та самая мечта детства, о которой я рассказывала – делать людей красивыми и здоровыми. Судьба свела меня с Михаилом Александровичем Капланом, одним из отцов лазерной медицины, – настоящим новатором в этой области. Это и определило направление деятельности клиники. Мы начали с ним работать, добились определенных результатов, и клиника под его руководством начала успешно развиваться. Пригласили опытных врачей, приобрели дорогостоящую аппаратуру. Многие наши коллеги и пациенты говорят, что подобной клиники в нашем регионе они еще не видели.

– Хватает ли вам времени на отдых?

– В последнее время у меня появилась навязчивая мечта. Мне очень хочется в отпуск на две недели уехать (смеется). Но обычно мы с подругой уезжаем на 3-5 дней, либо на море, либо в горы кататься на лыжах. Отдыхаю, как правило, без мужа – дело в том, что он не переносит самолеты, а я предпочитаю выбраться куда-нибудь подальше.

– Если бы у Вас появилась возможность загадать три желания Золотой рыбке, то какими бы они были?

– Я как-то не задумывалась об этом, и сразу ведь не скажешь. Наверное, чтобы было все благополучно не только в бизнесе, но и в семье. Чтобы у дочери все сложилось хорошо, чтобы была возможность куда-то поехать путешествовать. Конечно же, здоровья и благополучия, прежде всего. Думаю, в этом я не буду оригинальной.

– Наш журнал выйдет в июле, когда Обнинск отпразднует очередной День города. Лидия Михайловна, что вы пожелаете его жителям?

– Хотелось бы пожелать всем жителям Обнинска, чтобы с лиц у них не сходили здоровые прекрасные улыбки, которые светились бы от счастья.


   Персональные страницы