Лев Юрьевич Ляшко

Лев Ляшко — председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего».

Родился 2 марта 1959 года в Можге (Удмуртия).


Когда учился в первом классе, родители переехали в посёлок Озёрный, рядом с Братском Иркутской области.

Жили в доме, рассчитанном на две семьи. С одной стороны — Лёва с мамой, с другой — сестра матери с дочерью. Рядом ещё две сестры по материнской линии, у обеих по дочери на два года старше Льва. Вокруг девичье царство, а дома отапливаются дровами. Поэтому уже с 4 класса это стало его зарядкой, физподготовкой и делом, за которое он отвечал: нарубить дров на три дома. Вода привозная. Раз в неделю приезжал водовоз и наливал в большой бак и бочки питьевую воду. Потом её надо было вёдрами приносить в дом. В любую погоду, круглый год, изо дня в день. Это тоже входило в обязанности единственного мужчины.

В друзьях числились соседские мальчишки — сорванцы и далеко не отличники. Дружили крепко, затевали серьёзные мальчишеские игры. Посёлок окружён лесом. На одной из полян выкопали и обустроили блиндаж. Во дворе прорыли под землёй длинные туннели и самые настоящие землянки, где всё было обустроено для важных мальчишеских заседаний.

Спортивная закалка шла естественно: заготовка дров, бег на лыжах, ежедневное подтягивание на турнике, подъём с переворотом. Летом с друзьями много купались на озере, переплывали его. В результате — взрослые разряды по лёгкой атлетике, лыжам, гимнастике.

В школе были одни пятёрки, кроме русского языка — оценки снижали за плохой почерк, больше похожий на стенограммы. Участвовал в областных и зональных Всероссийских олимпиадах по физике в Иркутске и Новосибирске, занимал призовые места, даже получил направление для поступления в ВУЗ и грамоту за 1-е место, подписанную академиком М.А.Лаврентьевым.

Учился в заочной школе при Физтехе. Постоянно выписывал журнал «Квант». Много читал книг по физике. Ещё в начальной школе проштудировал энциклопедию по астрономии.

В детстве учился играть на баяне. В посёлке музыкальной школы не было, поэтому записался в Московский заочный народный университет искусств... Через месяц пришёл комплект материалов с заданиями. Удивился, как много задают. После уроков каждый день стал самостоятельно заниматься музыкой, выполняя присланные задания. В назначенный срок, через месяц, отправил пакет с выполненными заданиями. Когда пришла рецензия на работу, оказалось, что Лев выполнил все задания на отлично, рассчитанные на учебный год! Следующие курсы он оканчивал уже в нормальном режиме.

Ко всем своим увлечениям и занятиям всегда относился с полной самоотдачей, будь то сбор марок или значков. Была собрана большая коллекция, и про каждый экспонат можно было услышать подробный рассказ. Ещё одним увлечением стало фотографирование. Родители подарили фотоаппарат, пришлось самостоятельно освоить проявление плёнок, печать фотографий. Позже появилась первая кинокамера. Каждое из увлечений «проросло» отдельной веточкой на древе судьбы.

В семье так сложилось, что детей окружали врачи и учителя. Мама, её сестра и брат — педагоги, две другие сестры — врачи. Видимо, поэтому сложилось осознанное отношение к процессу образования в школе.

С отличием окончил Московский государственный педагогический институт имени Ленина по специальности учитель физики и астрономии.

Ещё на четвёртом курсе студенческий отряд Форпоста культуры имени С.Т. Шацкого проводил Всесоюзный слёт педотрядов в городе Обнинске. Место было выбрано не случайно: здесь жил и работал С.Т. Шацкий. В городе работала (и работает) школа его имени. В слёте приняли участие и комсомольские организации города, вплотную заинтересовался деятельностью педотрядов третий секретарь горкома комсомола Вячеслав Попов. Когда пришла пора распределения после окончания ВУЗа, руководитель форпоста Берёзкин Юрий Константинович при поддержке В. Попова встретился с завгороно Евдокией Дмитриевной Логвиновской. После этой встречи для Льва и его жены был сделан официальный вызов-приглашение в Обнинск, чтобы продолжить сотрудничество с Форпостом и внедрять в жизнь идеи Шацкого.

С 1981 года работал в Обнинске учителем физики в школе-интернате. Дополнительно вёл радиотехнический кружок при городской станции юных техников (СЮТ). Потом (в 1984 году) был приглашён в СЮТ методистом, ещё через год стал заместителем директора. Параллельно продолжал работать на общественных началах в горкоме комсомола, курировал работу педагогических отрядов. Тогда при каждом крупном учреждении действовала своя комсомольская организация, и её составной частью был педотряд. За каждым педотрядом закреплялась подшефная школа. Было предложено, также как в Москве, организовать вместе со школьниками и комсомольцами из педотрядов праздник двора. Когда штаб праздника обсуждал идею и место его проведения, кто-то предложил двор с кораблём. А что, там и крепость есть, и бассейн маленький! Идея понравилась. А от корабля перекинулся мостик к «Алым парусам» Грина. Так родился сюжет праздника. Корабль вместе с Греем (Лев Ляшко) и Ассоль (Татьяна Ляшко) захватывают пираты. Чтобы их освободить ребятам, пришедшим на праздник, предлагалось пройти испытания (их подготовили команды школьников и их старших друзей-педотрядовцев).

Такое в городе происходило впервые. Надо сказать, что подготовка к празднику двора шла на высшем уровне: благодаря поддержке горкома партии к празднику подключились технические службы ЖЭКа, пожарные (у них была особая важная роль!), милиция.

Итак, корабль захвачен пиратами, ребята активно участвуют в конкурсах, чтобы освободить команду корабля. И вот все мероприятия пройдены, пираты связаны. Грей «звонит» в милицию и вызывает наряд. Какой восторг у ребятни вызвало появление настоящей милицейской машины с мигалкой и сиреной (постарались комсомольцы отдела милиции!). Разбойников увезли, и по команде капитана — «Поднять паруса!» — над кораблём взметнулись алые паруса, настоящие алые паруса (Дмитрий Сергеев сам их сшил, а пожарные на специальном подъёмнике прикрепили их на мачтах!).

«Ура!» — кричали все, ура алым парусам, улетающим в небо воздушным шарам, всем, кто проводил праздник и кто в нём участвовал...

Так родилась новая городская традиция, которая прижилась и продолжала радовать горожан ещё долгое время.

В августе 1984 года Лев был приглашён новым директором городской станции юных техников Валерием Дмитриевичем Павленко на должность методиста. Сразу же решили создать в Обнинске городское научное общество учащихся. Он был удивлён, что город науки Обнинск не имеет НОУ. В то время движение научных обществ и малых академий наук было в Советском Союзе распространено. К этому моменту уже 18 лет действовали Челябинское НОУ и Малая академия наук Крыма «Искатель».

Следует отметить интересные исторические пересечения: один из основателей Челябинского НОУ А.З. Иоголевич приезжал потом в Обнинск и был восхищён масштабами ведущейся работы, а один из основателей Малой академии наук Крыма «Искатель» И.И. Брагинский активно включился в деятельность Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего», вошёл в 2006 году в состав Президиума, когда организация «Интеллект будущего» была преобразована из Межрегиональной в Общероссийскую.

Будучи заместителем директора, Лев ещё вёл киностудию, где с ребятами снимали фильмы на обычную любительскую камеру. Сняли короткометражный фильм о вреде курения. Отправили на областной конкурс. Фильм стал призёром.

Один из фильмов решили сделать о старинной усадьбе Белкино, именно тогда в городе зародилось движение по сохранению и восстановлению усадьбы, и кружковцы живо откликнулись на актуальную тему. Историю «рассказывало» само погибающее здание. Первый просмотр в кинозале центра «Эврика» оказался таким «взрывным», что это событие сразу попало на страницы городских и областных газет. Представители гороно возмутились, что кто-то не свыше хоть и в такой художественной форме указывает на недостатки без их на то ведома. Льва вызвали «на ковёр» к первому секретарю горкома партии (тогда им был Г. Скляр), но там вместо ожидаемого всеми порицания, «дали добро» на дальнейшую работу. Льва вместе с ребятами из кружка пригласили на международный Фестиваль «Тбилисские зори». Фильм стал лауреатом. Потом становился лауреатом ещё нескольких Всероссийских конкурсов. «Белкинская история» стала одной из ступенек в истории восстановления старинной усадьбы.

В 1984 году по инициативе Льва Ляшко началась работа по созданию Обнинского научного общества учащихся (НОУ). Город науки Обнинск со своим мощным интеллектуальным потенциалом просто не мог оказаться в стороне от этого процесса. НОУ объединило юношеские профильные научные школы — химическую школу (руководитель Валерий Константинович Ширяев — он до сих пор возглавляет секцию химии на конференции), биологическую школу (руководитель Сергей Яковлевич Проскуряков), клуб изобретателей и рационализаторов «Новатор» (руководитель Вадим Иванович Ткаченко), географическое общество учащихся «Планета» (руководитель Юлия Викторовна Руженцева), физматшколу (при Обнинском Филиале МИФИ). Эту инициативу поддержал обнинский горком комсомола (первый секретарь ГК ВЛКСМ С.Кучеренко, секретарь по работе с учащейся молодёжью — Д.Сергеев), городской отдел образования (зав. гороно Е.Д. Логвиновская, инспектор гороно И.М. Фадеева).

В 1985 году Обнинское научное общество учащихся было создано, в 1986 году уже проведена первая научно-практическая конференция школьников, на которой было сделано десять докладов. Процесс привлечения школьников к исследовательской деятельности стартовал: всё больше учёных города включалось в эту работу, открывались новые секции, всё больше школьников включалось в подготовку исследовательских работ.

Надо сказать, что Льву везло на хороших людей. Вокруг научного движения молодёжи объединились сотни учёных, педагогов, специалистов, в большинстве своём работавших на общественных началах или по совместительству.

На одном из заседаний экспертов (Президиума научного общества учащихся) конференцию единодушно назвали «Юность, наука, культура».

Первое время (года три — четыре) директор СЮТ Валерий Дмитриевич не одобрял инициативы своего заместителя по созданию и организации Научного общества учащихся, проведение научных конференций школьников, да ещё с приглашением иногородних ребят, считал излишним. Но с течением времени В.Д. Павленко оценил пользу этого начинания, понял важность начатой работы, увидел её престижность. И директор со своим заместителем начали действовать вместе, в одной команде. Валерий Дмитриевич, как истинный военный, оказался человеком смелым, и часто в нестандартных ситуациях говорил: «Хорошо, делайте, как считаете нужным. Под мою ответственность». Вместе им удалось вовлечь в подготовку к конференциям весь коллектив. Тогда ещё не было автоматизированной системы выведения конвертов с адресами организаций, и чтобы пригласить теперь уже друзей из разных городов страны на очередную конференцию, все, кто был свободен от занятий с ребятами, приходили и вручную подписывали конверты и приглашения. А потом дружно всем коллективом встречали участников-гостей. Конференции с первых шагов отличались особой доброжелательностью, душевностью, искренним желанием экспертов поддержать юных исследователей.

В самом начале работы НОУ они обратились в горком партии с предложением поддержать Обнинское научное общество учащихся, найти для него Президента из числа учёных города. От горкома партии предложили на эту общественную должность Ромена Васильевича Плыкина (что интересно, беспартийного), доктора физико-математических наук, профессора Института атомной энергетики (тогда ещё филиала МИФИ). Он согласился быть Президентом Обнинского НОУ при двух условиях. Первое — по итогам конференции должны издаваться труды участников конференции, второе — конференции должны быть хозрасчётными, самостоятельными, не должны зависеть от бюджетного финансирования. К удивлению Р.В. Плыкина, эти условия были приняты, и у НОУ появился свой Президент.

Кстати, первый сборник научных трудов под редакцией Р.В. Плыкина был выпущен в 1989 году за счёт личных средств Ромена Васильевича. В дальнейшем уже изыскивались возможности финансирования сборников трудов из других источников, а чуть позже стали ежегодно издаваться тезисы участников конференции, а с 2002 года сборник лучших работ — альманах «Обнинский полис».

В первые годы становления конференции Лев привлёк к работе большое число экспертов, причём тогда вся работа осуществлялась на общественных началах, без оплаты. Кроме руководителей научных школ, о которых упоминалось ранее, приобщением школьников к науке занимались Боровков Вячеслав Васильевич (химия), Лукьянов Александр Николаевич (биология), Тарасов Владимир Александрович (археология, краеведение), Тихоненко Алексей Витальевич (физика), Мирецкая Елена Витольдовна (литературоведение) и другие. Они не только были экспертами, но и занимались с детьми исследовательской деятельностью.

Чуть позже по приглашению Льва Юрьевича подключились к конференциям в качестве экспертов и работают до сих пор Романов Анатолий Семёнович, Романов Андрей Геннадьевич, Студёнов Николай Сергеевич, Сенкевич Виктор Сергеевич, Медведева Нина Ивановна, Могильнер Анна Александровна, Федоровская Елена Олеговна, Смирнов Валентин Арсентьевич, Горбушин Николай Григорьевич, Леках Виктор Аронович и многое, многие другие — более 200 человек!

С каждым годом популярность конференции «Юность, наука, культура» росла, приезжало всё больше и больше делегаций, увеличилось количество участников. По своим масштабам конференции уже были всесоюзными, всероссийскими. Но они проводились своими силами, самостоятельно, без участия союзных министерств и ведомств. Лев с Валерием Дмитриевичем поехали в Министерство образования СССР к начальнику управления внешкольного образования Алексею Константиновичу Бруднову. Он их выслушал и обещал поддержать. В 1992 году на конференцию «Юность, наука, культура» приехала представитель Министерства образования Виноградова Лидия Ивановна, а со следующего года конференцию курировала на протяжении многих лет Фомина Людмила Филипповна. На конференции выдавались дипломы с печатями Минобразования, иногда со стороны Министерства осуществлялось даже долевое финансирование.

Конференция была основным большим делом, к которому примыкали другие важные дела. Рассматривая вопрос привлечения в центр НТТУ «Эврика» максимального количества людей, пришли к выводу, что чем раньше дети будут попадать в Центр, тем легче будет их привлечь к творческой деятельности, и потом всю «школьную жизнь» они будут приходить на занятия в кружки и секции. Но как это сделать? Тут на помощь пришёл опыт работы в Форпосте. Там студенты МГУ им. Ломоносова с факультета психологии вели так называемые КИДы (кружки интересных дел). Особенность этих занятий состояла в том, что они проходили на дому у одного из детей кружка и на занятии могли присутствовать родители. Именно эта идея вдохновила на создание студии «Развивающие игры» для занятий с детьми дошкольного возраста, причём в занятии участвовали родители. Студия была хозрасчётная! После объявления в газете в апреле 1989 года собралась группа родителей с детьми, они остались в полном восторге от занятий, которые разработала и вела Татьяна Васильевна Ляшко. В августе, когда проводился очередной набор в кружки, пришло так много желающих родителей и детей, что срочно пришлось приглашать ещё одного педагога — Синицыну Евгению Ивановну.

Результаты, которые демонстрировали дети, вдохновляли и педагогов и родителей. По предложению Льва стали проводить семинары не только для педагогов города (были организованы годичные курсы для подготовки педагогов, работающих по разработанной системе с детьми и родителями), но и для педагогов из других городов. На семинары приезжали по 70 человек, присутствовали на открытых занятиях в студии «Развивающие игры» и, потрясённые увиденным, уезжали в свои города, чтобы там применять разработанную технологию. А в Обнинске практически во всех детских садах стали заявлять, что при них организована студия «Развивающие игры», хотя технологию использовали только некоторые, в том числе детский садик №1. Там, благодаря Ген Галине Яковлевне, которая к тому времени также уже вела занятия в студии в Центре «Эврика», почти все дети прошли через занятия по методике развивающих игр. Свою изюминку внесли в работу студии и подключившиеся педагоги: Тетенькина Елена Викторовна, Ковальчук Надежда Евгеньевна, Леонова Елена Васильевна, Попадьина Валентина Алексеевна.

По инициативе родителей из ребят, посещавших занятия, на базе школы №11 был открыт класс, с условием, что ребята буду продолжать два раза в неделю приходить в Центр «Эврика» на занятия в студии «Развивающие игры» и в студии дизайна. Лев и директор школы подготовили соглашение о творческом сотрудничестве. После этого каждый год один класс первоклассников формировался из ребят из «Эврики». Постепенно к занятиям с этими ребятами подключилась Татьяна Николаевна Исакова (английский язык и компьютерная грамотность).

Позже на базе школы №11 был открыт первый лицейский класс (классный руководитель Татьяна Анатольевна Бурмистрова). Лев стал инициатором подписания «Тройственного договора» о сотрудничестве между педагогами, детьми и родителями (по аналогии с ленинградским опытом, описанным у Андрея Степановича Валявского в «Этической педагогике», который, кстати, приезжал в Обнинск проводить семинар). Тогда между школой и Центром «Эврика» установилась тесная связь, единое образовательное пространство. У ребят этого лицейского класса в Центре велись уникальные предметы: «Проблемология» (Виктор Аронович Леках), «Герменевтика» (Евгений Кесаревич Казаков), «Психология» (несколько преподавателей), «Управление собой» (Виктор Сергеевич Сенкевич, он вёл занятия не только с детьми, но и курсы для родителей). Только сейчас как инновационный подход предлагают вводить в школах предметы, которые учат понимать тексты, мыслить нестандартно, общаться со сверстниками и взрослыми... Центр «Эврика» в то время был одним из лидеров образования, вместе с Московским и Ленинградским дворцами детского и юношеского творчества.

Вместе с этой текущей деятельностью продолжалась работа по привлечению детей в научное общество учащихся. Для проведения конференций постоянно искали поддерживающие организации, фонды. Один из них нашла Людмила Филипповна Фомина в 1993 году. Это был Фонд научно-технической и инновационной деятельности молодёжи России, который возглавлял Александр Сергеевич Обручников. Потом с этим фондом начали активно сотрудничать, заключать договоры, соглашения. К сожалению, в дальнейшем дороги ЮНК и «Интеграции» разошлись.

На долю Льва выпали не только минуты радости, встречи со знаменитыми людьми, но и испытания на прочность. В 1998 году началась реформа дополнительного образования города. Путём реорганизации был закрыт Центр НТТУ «Эврика», директор В.Д. Павленко был смещён с должности. Лев вынужден был перейти в 1999 году на работу в Российскую академию образования. Штаб ДНТО «Интеллект будущего» и соответственно штаб конференции переехал из «Эврики» в негосударственное образовательное учреждение «Обнинский колледж». Хрупкая с виду директор Наталья Семёновна Кононюк не побоялась принять под своё «крыло» опального Ляшко с его командой.

Общественность города всячески выступала против непродуманных преобразований в дополнительном образовании, и активно поддержала присвоение Льву почётного звания «Человек года — 2000» в номинации «Образование».

Власти города решили проводить альтернативную конференцию с названием «Юность науки». Через четыре года она прекратила своё существование.

С 2000 по 2004 год конференция «Юность, наука, культура» проводилась в посёлке Непецино Московской области... Проводилась совместно с НС «Интеграция» (бывший Фонд научно-технической и инновационной деятельности молодёжи).

В 2005 году — к 20-летию ЮНК — конференция вернулась на историческую родину — в Обнинск. Состав её участников ещё больше расширился. Ещё более окрепло сотрудничество с организациями, с которыми ЮНК начинала свой путь.

Одна из них — Московский городской Дворец творчества детей и юношества — Дом НТТМ (филиал Дворца) принимала участие в самых первых конференциях «Юность, наука, культура» (с 1988 года). Делегации возглавлял Дмитрий Львович Монахов (сейчас он директор этого Московского Дворца — самого крупного учреждения дополнительного образования не только в России, но и в Европе). Дворец неоднократно был учредителем конференции «Юность, наука, культура», на его типографской базе издавалась программа конференции, другая продукция. Сейчас Дом НТТМ проводит известные Всероссийские чтения им. Вернадского (руководитель Александр Владимирович Леонтович), продолжается тесное сотрудничество с этим коллективом, в частности, на базе Дворца ежегодно в феврале уже несколько лет проводится совместный проект — Фестиваль наук и искусств «Творческий потенциал России», а организация «Интеллект будущего» является коллективным членом Общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь», возглавляет которое Александр Владимирович Леонтович (Лев Юрьевич Ляшко входит в состав Центрального совета движения).

В 1999 году Лев переводится на работу в Российскую академию образования, где в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию «Педагогические условия развития учебно-исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании». Научным руководителем его был В.А. Горский. Именно он пригласил Льва Юрьевича в РАО. До этого с Владимиром Акимовичем было сотрудничество как с директором Центральной станции юных техников (потом Центра научно-технического творчества учащихся), Центра развития системы дополнительного образования при Министерстве образования России.

В РАО в то время Лев сотрудничал с Журкиной Аллой Яковлевной (доктором педагогических наук) и Чистяковой Светланой Николаевной (доктором педагогических наук, сейчас членом-корреспондентом РАО). Многие сотрудники РАО — Черкашин Евгений Олегович, Кузина Ольга Владимировна, Сейненский Акива Ефимович, Титов Евгений Викторович, Родичев Николай Фёдорович — стали экспертами конференции «Юность, наука, культура».

В начале 2007 года Лев полностью переходит на работу в «Интеллект будущего» на должность председателя и посвящает всё своё время развитию деятельности организации.

Развиваются региональные проекты — впервые была проведена региональная конференция «Юность. Наука. Культура — Златоуст», её организатором стала директор Дворца детского творчества Асвобудинова Раиса Максимовна. Эта конференция позволила при сохранении традиций ЮНК подключить близлежащие регионы к научному движению школьников. Вскоре, расширяя границы, стали проводиться конференции «Юность. Наука. Культура — Север» (на базе областного Центра одарённых школьников «Интеллект» города Санкт-Петербурга, директор Самсонов Ростислав Викторович, заместитель директора Теммоева Сакинат Ибрагимовна), «Юность. Наука. Культура — Сибирь» (на базе Дома детского творчества им. В. Дубинина, директор Мироедова Маргарита Ильинична и Администрации наукограда Кольцово при содействии руководителя регионального отделения МАН «Интеллект будущего» Рюкбейля Дмитрия Александровича) и ряд других конференций. В этот период активизировались массовые заочные конкурсы-олимпиады «Познание и творчество».

По итогам конференций издавались сборники лучших работ, но были ещё другие проекты, результаты которых тоже хотелось отразить в изданиях. С 2001 до 2004 года издавался журнал «Пирамида-mAxima», функции главного редактора взял на себя Лев Ляшко (до этого издавались «Информационные вестники»). Дизайн обложки разработал Романов Андрей Геннадьевич, макет — Тихоненко Алексей Витальевич. Творческие работы участников «Интеллектуально-творческого Марафона», итоги очных проектов, турниров, фестивалей, статьи о жизни и деятельности выдающихся учёных, новости науки — всё это нашло отражение на страницах журнала.

Уровень исследовательских работ учащихся со временем так вырос (сказались требования экспертов и своеобразная школа, которую проходили ежегодно и школьники и педагоги во время работы секций), что Анатолий Семёнович Романов предложил начать издание сборников лучших работ в издательстве «Молодая гвардия». В 2002 году вышел первый альманах «Обнинский полис». Основной девиз А.С. Романова — найти крупицы золотых россыпей в работах юных исследователей и представить их читателям.

Кроме этого в 2007 году возродился уже под новым названием журнал «Интеллект будущего», и его главным редактором стал Анатолий Семёнович, и каждая рубрика, каждая работа, каждое слово — продумано, взвешено, пропущено через его сердце и требовательный редакторский контроль.

Вообще роль и влияние А.С. Романова огромны: это и работа секций философии на конференции, выросшая до своеобразной философской школы. Многие дети и педагоги едут именно «на Романова», его мнение, жизненный опыт, эрудиция — вызывают уважение и восхищение. В последние годы секция философии работает в тесном сотрудничестве с Институтом философии РАН, при непосредственном взаимодействии с директором Института — Гусейновым Абдусаламом Абдулкеримовичем. Уже более 15 лет Анатолий Семёнович всегда рядом со Львом, его надёжный соратник и компас на верном пути.

За годы работы организации «Интеллект будущего» Льву удалось установить сотрудничество с огромным количеством интересных людей, организаций, учреждений, научно-исследовательских институтов, ВУЗов страны.

Обнинский институт атомной энергетики — очень много экспертов этого университета работают в программе с самого начала, начиная с Президента Научного общества учащихся — Ромена Васильевича Плыкина. Потом подключились Алексей Витальевич Тихоненко, Михаил Михайлович Троянов, Юрий Александрович Коровин, Пётр Александрович Андросенко, Борис Иванович Сынзыныс, Наталья Эдуардовна Клиншпонт (выпускница ЮНК), Юрий Михайлович Глушков, наталья Станиславовна Литвиненко, Светлана Викторовна Пяткова и многие другие.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — Всероссийская конференция «Научный потенциал-XXI» была проведена совместно с МГУ имени М.В. Ломоносова на базе химического факультета. В работе конференции в качестве экспертов приняли участие академики Российской академии наук, профессорско-преподавательский состав химфака МГУ, другие учёные. Возглавил оргкомитет конференции академик РАН, декан химического факультета — Лунин Валерий Васильевич, он же возглавляет Попечительский совет МАН «Интеллект будущего». Научно-экспертный совет возглавляет академик Н.С. Зефиров, профессор МГУ.

Лауреаты Программы получили право на поступление в РХТУ им. Д.И. Менделеева в рамках целевого приёма на специальность «Технология материалов современной энергетики» (Институт материалов современной энергетики и нанотехнологий).

Совместно с МГГУ им. М. Шолохова (факультет иностранных языков, филиал университета в городе Балабаново, директор Марина Всеволодовна Волкова) организуется ежегодный Лингвистический турнир. Популярность его из года в год растёт.

Малая академия наук «Интеллект будущего» тесно сотрудничает с Научно-исследовательским физико-химическим институтом имени Л.Я. Карпова (организация ряда совместных проектов). Активную роль в этом играет представитель НИФХИ им. Л.Я. Карпова — Александр Сергеевич Смолянский.

Ещё один партнёр — Федеральное государственное научное учреждение «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи» (ФГНУ ЦПВиСППДМ). С директором Центра Синягиной Натальей Юрьевной (доктором психологических наук, профессором) Лев познакомился благодаря конкурсу «Юность, наука, культура». Оказывается, что ЦПВиСППДМ выиграл лот на организацию патриотической работы в рамках государственной программы, в этот лот входил и конкурс научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодёжи «Юность, наука, культура». Чтобы дальше не увеличивать количество конференций и конкурсов с названием «Юность, наука, культура», было решено объединить усилия и проводить этот конкурс совместно. Теперь Центр исследования проблем воспитания — один из организаторов конкурса и конференции «Юность, наука, культура», а МАН «Интеллект будущего» — официальный социальный партнёр этого федерального центра. Совместно с Центром и Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования сейчас проводятся педагогические семинары, курсы, конференции (руководители Зарецкая Инесса Исааковна, Панченко Ольга Григорьевна).

Учитывая, что Малая академия наук «Интеллект будущего» — общественная организация, не имеющая бюджетных источников финансирования, можно сказать, что произошло чудо — несмотря на политические изменения в стране, годы экономического упадка, организация развивалась, расширялась, открывались отделения в регионах России. Когда таких отделений стало более 70, Межрегиональная организация «Интеллект будущего» получила статус Общероссийской организации и стала называться Малая академия наук «Интеллект будущего».

Для того, чтобы была возможность проводить платные конкурсы и поддерживать деятельность организации, в 2005 году было создано некоммерческое партнёрство Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис», а позднее ещё и Научно-образовательный центр «Росинтал». Была разработана целая серия заочных конкурсов-олимпиад, объединённых в программу «Интеллектуально-творческий потенциал России». Эти организации работают вместе как единое целое. Реализация Программы позволила привлечь к творческой деятельности «Интеллекта будущего» более 20,000 школьников из большинства регионов России (из 78 субъектов РФ).

Сегодня программа — это более 70 Всероссийских заочных конкурсов и более 15 очных Всероссийских проектов (конференций, турниров, фестивалей), вовлечено свыше трёх тысяч учебных заведений России из нескольких сотен городов и сёл большинства регионов России.

Деятельность Малой академии наук «Интеллект будущего» является по сути народной.

Программа пользуется авторитетом и в федеральных органах власти.

Проекты программы входят в перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодёжи в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (в соответствии с приказом Министра образования и науки Российской Федерации).

Федеральное агентство по образованию ежегодно выделяет путёвки организации «Интеллект будущего» во Всероссийский детский центр «Орлёнок», которые получают победители конкурсов.

Член совета Федерации Валерий Васильевич Сударенков — постоянный представитель на конференциях «Юность, наука, культура» — так отозвался о деятельности организации: «Не так часто можно увидеть такое количество творческих работ лучших школьников России и по столь ёмкому содержанию, которое позволяет в малой степени оценить эффективность системы образования — своего рода мониторинг раннего творчества. По сути это общероссийский центр оценки интеллекта».

Лев Ляшко — кандидат педагогических наук, член Международной академии дополнительного образования, награждён почётными грамотами Минобразования России.

Удостоен Высочайшей Благодарности Главы Российского Императорского дома в числе людей, которые внесли, по мнению Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны, значительный вклад в развитие отечественной науки, культуры и искусства.

15 октября 2011 года выступал с приветственным словом на церемонии открытия клуба настольных игр «GameTown».

Является соучредителем благотворительного фонда «Гурьяновский лес».


Жена — Татьяна Васильевна Ляшко.

Дочь — Екатерина Львовна Бевилаква Акино.

Дочь — Евгения Львовна Кузьмина.

Сын — Максим Львович Ляшко.


   Персональные страницы