Леонид Булатов — известный обнинский музыкант.

Родился в Боровске (Боровский район, Калужская область).


Шла война, голодали. Выжил чудом.

Родители — Анна Кузьминична и Леонид Фёдорович. Всего в семье трое детей.


В доме была гармошка. Лёня научился играть на ней по слуху. Играл всё, что слышал. В музыкальную школу он не ходил, а вот в общеобразовательной учился хорошо и легко. Тогда были семилетки.

Лёнины друзья после седьмого класса засобирались в Калужское музыкальное училище поступать. Он тоже захотел, да отец сказал: «Окончишь школу хорошо — тогда поедешь в Калугу». Школу окончил успешно и поехал в Калугу. Было Лёне четырнадцать лет.

Приехал в музыкальное училище. Идёт по коридору, а навстречу ему педагог Иван Григорьевич Разумов, который спрашивает: «Ты, мальчик, чего хочешь?» — «Поступать», — отвечает. Все классические программы играют, а Лёня нот не знает. Иван Григорьевич его послушал и посоветовал сдавать экзамен с тем репертуаром, который Лёня умеет играть. Конкурс был большой, взяли всего трёх человек, в том числе с слухача Лёню. А друзья домой в Боровск вернулись.

Начался в жизни Лёни новый период. Самое страшное, что его ждало — освоение нотной грамоты. Однокурсники программы новые учили, а Лёня ноты запомнить не мог. Тут он понял — либо нужно домой возвращаться, либо много работать. Выбрал второе. Режим был такой: утром учился, одну ночь занимался, а вторую спал. К концу первого курса догнал ребят, а на четвёртом уже в лидерах ходил. Училище заканчивал с концертом Б. Чайкина для баяна с оркестром. Получил пять.

После училища поехал работать в музыкальную школу Тарусы. Она стоит почти на берегу Оки. Окна выходят на площадь, где храм высится. Бывало откроет их вечером, свет выключит и начинает играть. Бабушки и дедушки стали каждый вечер на площадь собираться, чтобы Лёнину игру послушать. А скоро его весь городок знал. Стал Лёня руководить женским хором Тарусской фабрики художественной вышивки и городским эстрадным оркестром.

В это же время увлёкся мотоциклом. Как-то поехал покататься, заблудился и попал в Обнинск. Это было в 1965 году. Город показался прекрасным. Решил узнать, нет ли в нём музыкальной школы. Оказалось, есть. Зашёл и спросил: «Вам баянисты не нужны?». Директором тогда была Т.Г. Трубникова. Она и говорит: «А вот сейчас баян принесём и посмотрим — нужны или не нужны». К тому времени он уже обработки и песни писал. Поиграл из своего репертуара и тут же заявление на работу написал. Такой баянист везде нужен.

В Обнинске творческая жизнь била ключом. Город был молодой, и коллектив школы был ему под стать. Можно было творить и реализовывать себя на всевозможных поприщах. Если вспоминать историю нашей музыкальной школы, то без имени Е.В. Потёмкина вряд ли её можно представить. Первый директор первой школы. Всего год не дожил до её пятидесятилетия. У Булатова и Потёмкина творческие отношения сложились практически сразу. Решили играть дуэтом. Сначала попробовали приготовить несколько номеров для двух баянов на школьные концерты, но дуэт оказался столь успешным, что просуществовал десятки лет. Играли на городских и областных конкурсах, причём практически на всех были победителями. Как-то Калужская областная филармония попросила их подготовить к профессиональному всероссийскому конкурсу исполнителей народной песни певицу филармонии Нину Крылову. Была сделана программа из двадцати песен в оригинальной обработке. Через пару месяцев в Москве в Колонном зале Дома Союзов состоялся конкурс, и Нина получила звание лауреата. Леонид Леонидович и Евгений Васильевич были признаны членами жюри лучшими аккомпаниаторами. Потом этим же составом поехали на всесоюзный конкурс в Воронеж и снова Нина стала лауреатом.

Леонид Леонидович признаётся, что никого на сцене не чувствовал так хорошо, как Е.В. Потёмкина. Это был единственный музыкант, с которым они могли импровизировать сразу на сцене. Как-то для областного конкурса в Калуге сделали обработку русской народной песни о Стеньке Разине в эстрадно-джазовой манере. По тем временам это были довольно смелые обработки. Так вот: члены жюри аплодировали им стоя, и звание лауреатов, как всегда, осталось за нашим дуэтом. У них было много творческих планов, но внезапная смерть Евгения Васильевича не дала им осуществиться.

Одно время Леонид Леонидович Булатов играл в дуэте со скрипачкой Татьяной Солдатенковой. У них была большая и красивая программа. Выступали на многих городских встречах перед гостями: французами, японцами, немцами... Почти все произведения играли в собственных обработках. У Тани был свой артистический кураж, и дуэт пользовался успехом у слушателей. А в последнее время Леонид Леонидович работает с певицей Галиной Журавлёвой. Она поёт романсы, русские народные песни и разудалые казацкие. Галина — талантливый, чуткий и добрый человек.

Леонид и Наташа пришли в музыкальную школу в один год. Только он — преподавателем, а Наташа приехала с родителями из другого города и поступила в четвёртый класс на фортепиано. Пока Леонид сочинял, играл, творил, Наташа росла, окончила Калужское музыкальное училище и вернулась работать в свою школу.

Семейное предание гласит, что свою жену Леонид нашёл на грядке. А дело было так. Поехали осенью всей школой в колхоз на картошку. Развлечение такое раньше было — помочь государству урожай овощей собрать. На поле Леонида и Наташу поставили на одну борозду. День был не по-осеннему жаркий. Начали девушки лишние кофточки сбрасывать. Тут Леонид и обомлел — на картофельной борозде с ним работала юная красавица. Взял молча в две музыкальные руки четыре ведра с картошкой и был удостоен взгляда будущей жены. Как вспоминает Наташа, покорил он её своим шармом и обаянием.

Начался служебный роман, и протекал он на музыкальном фоне. В тот счастливый период Леонид руководил вокальным ансамблем «Рябинушка». Это был самодеятельный коллектив из тринадцати человек, все женщины. Они очень переживали за Леонида и Наташу. У «Рябинушки» и молодой семьи сложилась красивая общность: праздники вместе праздновали, общие радости и неприятности были. Исполнял ансамбль русские народные песни, песни советских композиторов и много обработок Булатова. Три раза становился лауреатом областных конкурсов. А когда Леониду Леонидовичу исполнялось сорок лет, ансамбль подарил ему чайный сервиз с красивыми гроздьями рябины на чашках. Из него пьют чай по сей день, собираясь в праздники всей семьёй.


   Персональные страницы