Пролив Лаперуза — пролив между северной оконечностью острова Хоккайдо (Япония) и южной оконечностью острова Сахалин мысом Крильон (Российская Федерация), соединяющий Японское и Охотское моря.

Пролив находится в акваториях Сахалинской области России и префектуры Хоккайдо Японии, по нему проходит государственная граница.


География:

Длина — 94 км, ширина в самой узкой части — 43 км, средняя глубина — 20-40 м, максимальная глубина — 118 м. Зимой пролив покрывается льдом. Назван в честь французского мореплавателя Жана Франсуа де Лаперуза, открывшего пролив в 1787 году.

На японском берегу пролива расположен порт Вакканай. В проливе находится скалистый остров Камень Опасности.


Пограничный режим в Японии:

В отличие от обычно декларируемой 12-мильной (22 км) зоны территориальных вод, Япония заявляет территориальные права в заливе Соя лишь на расстояние трёх морских миль от острова Хоккайдо (5,5 км). По сообщению японских СМИ, это правило действует с конца 1970-х годов ради того, чтобы при проходе через проливы военных кораблей и субмарин США, несущих ядерное оружие, не происходило нарушения декларируемого безъядерного статуса Японии. Хотя ранее некоторые министры публично отрицали, что ширина зоны была изменена ради сохранения безъядерного статуса.


Тоннель под проливом:

Инфраструктурный проект по соединению российского острова Сахалин и японского Хоккайдо посредством строительства перехода через пролив Лаперуза шириной 43 километра в самом узком участке пролива с помощью моста либо тоннеля. Транспортный переход между Сахалином и Хоккайдо в свою очередь и планируемый транспортный переход с материка на Сахалин дадут возможность соединить Транссибирскую магистраль с территорией Японии, сделав Японию континентальной державой.

В сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме с инициативой соединения Сахалина и Хоккайдо с помощью автомобильно-железнодорожного перехода выступил президент России Владимир Путин. Чуть позднее стало известно, что «Российские железные дороги» (РЖД) и министерство инфраструктуры и транспорта Японии создали экспертную группу для проработки проекта. По прогнозу же министра транспорта России Максима Соколова разработка технико-экономического обоснования может начаться уже в 2018 году.


Мост над проливом:

В начале сентября 2017 года, вице-премьер РФ Игорь Шувалов сообщил о возможном проекте моста с острова Хоккайдо на Сахалин. Наличие планов по постройке моста между Россией и Японией подтвердил Министр транспорта РФ Максим Соколов. Оба заявления были сделаны во время Восточного экономического форума (ВЭФ-2017) во Владивостоке. Предполагаемая стоимость постройки может достигнуть одного триллиона рублей. Спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов считает, что более реалистичен план строительства тоннеля длиной 51 км под проливом Лаперуза, а не моста, но реализация этих планов маловероятна, так как сначала нужно соединить Сахалин с материковой частью Дальнего Востока России через пролив Невельского (мост или тоннель), к тому же затраты на строительство по мнению Иванова не окупятся никогда.


Дополнительная информация:

— Пролив упоминается в припеве песни «Ну что тебе сказать про Сахалин?» (Ян Френкель / Михаил Танич).


   Проливы