«Достучаться до небес» — немецкий кинофильм 1997 года сценариста и режиссёра Томаса Яна о двух мужчинах, которым ставят смертельный диагноз, в результате чего они угоняют машину с миллионом немецких марок в багажнике и покидают больницу. Название происходит от знаменитой одноимённой песни Боба Дилана, которая звучит в фильме в исполнении немецкой группы Selig. Русский дубляж фильма выполнен в 1997 году творческой группой киностудии «Мосфильм» по заказу ОРТ видео.
Теглайн: «Ein schnelles Auto, 1 Million Mark im Kofferraum und nur noch eine Woche zu leben.» (Быстрый автомобиль, миллион марок в багажнике и всего одна неделя жить.)
Сюжет:
Двое молодых людей — не особо заморачивающийся правилами Мартин Брест и законопослушный Руди Вурлитцер — пройдя обследование в больнице, узнают, что у них рак: у Мартина неоперабельная опухоль мозга, а у Руди саркома кости на завершающей стадии. Они оказываются в одной палате. Во время разговора двух пациентов о своей незавидной доле, распятие, висящее над их кроватями, внезапно падает на тумбочку, та открывается, и взору товарищей по несчастью предстаёт бутылка текилы. Недолго думая, новоиспечённые друзья распивают её, а заодно выясняют важную для Мартина деталь: оказывается, Руди никогда не видел моря.
— Стоишь на берегу и чувствуешь солёный запах ветра, что веет с моря. И веришь, что свободен ты и жизнь лишь началась… И губы жжёт подруги поцелуй, пропитанный слезой.
— Я не был на море.
— Ладно, не заливай. Ни разу не был на море?… Уже постучались на небеса, накачались текилой, буквально проводили себя в последний путь… А ты на море-то не побывал… Не знал, что на небесах никуда без этого? Там, наверху, тебя окрестят лохом.
Ради этой последней в своей жизни цели товарищи сбегают из больницы, угнав со стоянки госпиталя раритетный Mercedes-Benz 230 SL (W113). Чтобы достать денег, Мартин и Руди грабят автозаправку и банк, и полиция начинает их преследование. После этого друзья неожиданно выясняют, что в багажнике автомобиля есть кейс с миллионом немецких марок, а само авто принадлежит боссу гангстеров.
Босс отправляет на поиски автомобиля и кейса двух своих подручных — Хэнка и Абдула, которые и проглядели угон машины. Напарники никак не могут подстроиться друг под друга и постоянно ругаются. Из-за того, что один из них — араб-эмигрант, другой не может отказать себе в удовольствии поучить его немецкой игре слов, а тот не понимает, либо воспринимает всё буквально.
Когда полиция, казалось бы, настигает беглецов, Мартин якобы берёт Руди в заложники. Это позволяет товарищам ненадолго оторваться от полицейских, однако вскоре они оказываются в ловушке между полицейскими и гангстерами. Мартин и Руди в очередной раз ускользают от своих врагов, воспользовавшись начавшейся перестрелкой между полицейскими и бандитами.
Когда друзья останавливаются возле одной из витрин, чтобы полюбоваться картиной с морем, у Мартина опять случается приступ. Руди пытается спасти его, но видит, что лекарство закончилось, и бежит в аптеку, но ему отказываются дать это лекарство, так как оно выдаётся только по рецепту. Однако Руди всё же получает необходимое лекарство, припугнув аптекаря пистолетом, и успевает спасти Мартина.
Перед этим друзья остановились в гостинице и составили списки своих желаний, но, поняв, что все выполнить не удастся, решили выбрать по одному из списка другого. Желание Мартина — подарить своей маме, поклоннице Элвиса Пресли, такой же розовый кадиллак, какой певец подарил своей матери.
У дома матери Мартина друзей встречает полицейская засада. Во время задержания товарищей выясняется, что Мартин тоже не видел моря. У Мартина опять случается приступ, однако в машине «Скорой помощи» выясняется, что он просто притворился.
На финишной прямой по пути к морю друзья заезжают в бордель, чтобы исполнить желание Руди: переспать с двумя женщинами одновременно.
Заведение принадлежит главе гангстеров, у которого Мартин и Руди угнали автомобиль с миллионом в багажнике, и герои попадают в руки бандитов. Мартин и Руди говорят боссу, что все деньги были потрачены или разосланы по почте различным людям из адресной книги. Эта новость выводит преступного босса из себя. Он наставляет на друзей оружие, но в этот момент входит Кёртис — «босс босса», которому этот миллион и предназначался.
Узнав о цели путешествия Руди и Мартина, Кёртис отпускает товарищей, потому что и сам убеждён:
— На небе только и разговоров, что о море и о закате. Там говорят о том, как чертовски здорово наблюдать за огромным огненным шаром, как он тает в волнах. И еле видимый свет, словно от свечи, горит где-то в глубине…
Финальный эпизод — эмоционально кульминационный: герои безмолвно бредут к берегу моря, вглядываются в даль, смотрят на волны, любуются красотой моря, к которому так стремились последние дни своей недолгой жизни, Мартин курит сигарету, а потом падает набок, вероятно, умерев, в то время как Руди садится рядом и продолжает смотреть на море.
После титров показывается эпизод, в котором полицейский (друг владельца заправки, ограбленной главными героями) находит у задержанного крупную сумму денег. Тот объясняет стражу порядка, что деньги прислали по почте неизвестные ему Мартин и Руди. Тогда полицейский спрашивает: «Кто же эти небесные ангелы Руди и Мартин?». На что задержанный пожимает плечами.
Факты:
— Точный перевод названия фильма — «Стучась в райские врата», то есть находясь на пороге смерти.
— Руди Вурлитцер — имя сценариста фильма «Пэт Гэрретт и Билли Кид», в котором впервые звучит песня Боба Дилана «Knockin’ on Heaven’s Door» (1973).
— Инструментал «Theme from Elvis» (сцена с кадиллаком) базируется на песне Пресли «If I Can Dream».
— Персонаж Мартин Брест был назван в честь режиссёра Мартина Бреста.
— Считается культовым в России и некоторых странах СНГ.
— Эпизод с угоном автомобиля с деньгами — аллюзия фильма «Безумный Пьеро».
Премии и награды:
— Московский кинофестиваль, 1997 год. Победитель: лучшая мужская роль — Серебряный «Святой Георгий» (Тиль Швайгер). Номинации: приз за лучший фильм — Золотой «Святой Георгий».
— Deutscher Filmpreis, 1997 год.
— Премия Эрнста Любича, 1997 год.
— Golden Screen, 1997 год.
Ремейки:
В феврале 2009 года было объявлено о выпуске японского ремейка под названием «Heaven's Door» (режиссёр Майкл Ариас и музыка электронного дуэта Plaid). В отличие от оригинального фильма, главные герои ремейка — 28-летний мужчина и 14-летняя девушка.
Кинематограф Германии |
Фильмы 1997 года |
Фильмы |