Самокат — средство передвижения, приводимое в движение путём отталкивания ногой от земли в положении стоя. Самокат используется не только в качестве персонального транспорта, но и для досуга, занятия спортом и физкультурой. Существуют несколько типов самокатов, отличающихся различными параметрами, но принцип движения остаётся неизменным. Изначально так называли велосипед.


История изобретения:

Самокат впервые был изготовлен в 1761 году в Германии каретным мастером Михаэлем Касслером. По другой версии, самокат создал немецкий изобретатель Карл фон Дрез в 1817 году, и усовершенствовал его в 1820 году, сделав управляемым переднее колесо. Такие самокаты приобрели популярность во Франции и Англии.

В 1819 году английский изобретатель Денис Джонсон запатентовал улучшенную версию самоката, придуманного двумя годами ранее бароном Карлом Дрезом. Рама была сделана из дерева, как и колёса. Вместо шин были жёсткие металлические обода, а тормоз отсутствовал. Передняя вилка также была из железа, как и детали, на которых располагались сиденье и подлокотник. Диаметр колёс составлял 76,2 см (30 дюймов), а весил такой самокат около 30 килограммов. Способ передвижения был похож на популярный сейчас детский беговел — нужно было отталкиваться от земли двумя ногами поочерёдно.

В документальном фильме "A Trip Through the Streets of Amsterdam", снятом в 1922 году, на кадрах запечатлены дети на самокатах.


Городской самокат:

Основная функция таких моделей – передвижение по городу, поэтому производители делают всё, чтобы повысить уровень комфорта. Колёса у городских самокатов – от 150 до 250 миллиметров, они обеспечивают не только высокую скорость, но и возможность преодолевать трещины в асфальте, плитку и бордюры. Наличие амортизаторов, гибких дек или надувных колёс призвано минимизировать вибрации при передвижении по разным типам дорожного покрытия, а постоянно совершенствующиеся системы складывания – упростить перемещение самоката в публичных пространствах и в общественном транспорте. Городские самокаты не предназначены для выполнения трюков.

Разновидностью городского самоката можно считать электросамокат. Встроенная аккумуляторная батарея и двигатель делают самокат действительно самодвижущимся.


Трюковой самокат:

Самокат без системы складывания, с колёсами диаметром не более 125 миллиметров, с декой и рулём фиксированных размеров. Предназначены для выполнения трюков.


Дёрт-самокат:

Самокат для плавного катания по гравийным дорожкам, спускам и дёрт-паркам с трамплинами. Предназначен для выполнения трюков. Отличается широкими надувными колёсами, прочной конструкцией и отсутствием складного механизма.


Сноу-самокат:

Самокат для катания по снегу, горнолыжным спускам и сноу-паркам. Самокат предназначен, как для выполнения трюков, так и для спусков с заснеженных склонов. Вместо колесо у самоката две доски, которые дают возможность передвигаться по снегу.


Футбайк (велосамокат):

Футбайк — это самокат, в конструкции которого используются велосипедные компоненты. Он позволяет преодолевать большие расстояния, развивать и поддерживать высокую скорость, но усилий для активного катания требуется больше. Существуют футбайки для различных спортивных дисциплин — шоссе, скоростного спуска и ездового спорта, а также прогулочные модели.


Конструкция и характеристики:

Рама – это несущая конструкция самоката, изготовленная из стального или алюминиевого сплава.

Дека – площадка с нескользящей поверхностью (из-за наждачной бумаги, которая приклеена), на которой стоит ездок. Дека может быть одним целым с рамой самоката, установлена поверх рамы или же быть своеобразным гибким мостиком, соединяющим переднюю и заднюю части рамы.

Руль — в виде двух ручек (Т-образный) или без ручек (джойстик), регулируемый и нерегулируемый по высоте. Ручки руля могут сниматься и закрепляться в специальном держателе, делая самокат более компактным при транспортировке. На концах ручек закрепляются грипсы – мягкие насадки, за которые держится ездок. У трюковых самокатов также бывают рули Y-образной и Bat-wing формы. У трюковых самокатов всегда отсутствует механизм складывания ручек.

Колёса – у большинства самокатов их два. Существуют модели с тремя или четырьмя колёсами – это кикборды. Диаметр колёс самокатов – от 100 до 254 мм, футбайков – до 737 мм. Для трюковых самокатов характерно использование металлических дисков, для городских – пластиковых. Материал рабочей поверхности колёса в большинстве случаев – полиуретан, но встречаются колёса из резины. Существуют и надувные (пневматические) колёса диаметром 205 мм с металлическими дисками. Переднее колесо городского самоката может быть больше заднего.

Амортизация – служит для смягчения вибраций при езде. Это необязательный элемент конструкции самоката. Амортизация в виде пружины устанавливается на вилку одного или обоих колёс. Другими амортизирующими элементами могут быть надувные колёса и гибкая дека. Любой вид амортизации уменьшает скорость езды.

Тормоз – все самокаты оборудованы ножным (наступным) тормозом, функцию которого выполняет заднее крыло. Крыло может быть изготовлено из металла или пластика с закреплённой внутри металлической тормозной колодкой. При нажатии тормоз трётся о колесо, снижая скорость движения. На некоторых моделях самокатов торможение можно осуществить с помощью ручки на руле, которая соединена с тормозной колодкой на переднем или заднем колесе. Существуют модели с дисковым тормозом. В футбайках используются велосипедные тормоза.

Складной механизм позволяет комфортно транспортировать самокат. Самый распространённый вид складного механизма – рулевая стойка складывается вместе с передним колесом, менее распространённый – складывается только рулевая стойка. В футбайках механизм складывания чаще всего отсутствует, а в трюковых самокатах его быть не может из-за того, что механизм повышает вес и снижает прочность.


Самокат и ПДД:

Правилами дорожного движения России самокат отнесён к категории пешеходов:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, (владение скутером и лёгким мотоциклом с 2013 года обязывает наличие прав категории M или A1 соответственно, эти ТС не являются пешеходами), везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Поэтому правила езды на нём регламентируются пунктом «4. Обязанности пешеходов» настоящих правил.


Рекомендации по использованию:

— Ручки руля самоката должны располагаться на высоте примерно чуть выше пояса ездока.

— Во время движения необходимо периодически менять толчковую ногу для равномерной нагрузки.


Рекорд:

В 2001 году американец Джим Делзер стал первым человеком, пересекшим США на самокате. Маршрут был закончен за 35 дней.


   Мировой опыт