Атомный ледокол «Россия» — российский атомный ледокол типа «Арктика» (проект 10521).
Заложен 20 февраля 1981 года на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе в Ленинграде, спущен на воду 2 ноября 1983 года, принят в эксплуатацию 21 декабря 1985 года, является четвёртым в мире ледоколом с ядерной энергетической установкой.
Рубка ледокола имеет обнинское остекление, произведённое на ОНПП «Технология».
Историческая справка:
Построенное в Советском Союзе судно предназначено для эксплуатации в Северном Ледовитом океане (Арктика). Судно может самостоятельно пройти тропики для работы в Антарктике, но тогда при пересечении тропиков температура в отдельных помещениях может подниматься выше 50 °C, что в свою очередь может быть губительным для отдельных механизмов судна. Так же потребуется снизить мощность установки до минимума.
В 1990 году впервые в истории арктических путешествий совершил круизный рейс для иностранных туристов на Северный полюс. В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна Академик Фёдоров.
17 сентября 2011 года атомоход отправляется из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции «Арктика-2011» на борту.
В марте-апреле 2012 года и феврале-апреле 2013 года ледокол работал в Финском заливе и обеспечивал проводку танкеров к порту Приморск.
Капитаны «России»:
— Анатолий Алексеевич Ламехов (1984—2009), Герой Социалистического Труда.
— Валентин Сергеевич Давыдянц.
— Александр Михайлович Спирин (22 марта — 10 сентября 2000, 13 февраль 2006 — 1 октября 2013).
— Олег Михайлович Щапин (2007 — настоящее время).
В настоящее время ледокол находится в отстое и начат процесс выгрузки отработанного топлива. По планам, утилизация состоится после 2017 года, вместе с атомными ледоколами «Арктика» и «Сибирь». Ледокол переведён в отстой по причине отсутствия ядерного топлива для очередной кампании и отказе в продлении моторесурса реактора.
Ледокол изображён на почтовой марке России 2008 года.
На борту:
На ледоколе установлена спутниковая система связи, обеспечивающая навигацию, телефонную связь, факс и интернет (для служебного пользования). На судне имеется большая столовая, библиотека, салон отдыха, шахматный салон, кинозал на 100 мест, тренировочный зал, плавательный бассейн, сауна.
Основные технические характеристики:
Длина наибольшая — 150 метров.
Ширина наибольшая — 30 метров.
Высота борта — 17.2 метров.
Водоизмещение — 22,920 тонн.
Тип главной установки — атомная турбоэлектрическая.
Мощность главной установки — 75,000 лошадиных сил.
Максимальная скорость хода на чистой воде — 20.8 узлов.
Судостроение |