Елена Игоревна Лаврова

Елена Лаврова — известная обнинская пианистка.


Является преподавателем в «Обнинском колледже искусств».


Обнинская пианистка Елена Лаврова намерена взять новую промоутерскую высоту (05 февраля 2014 года)

Преподаватель музыкальной школы № 1 Елена Лаврова успевает так много, что можно поразиться — наверное, в ее сутках помещается больше часов, чем у обычного человека. Она, кроме того, что работает в школе, выступает как профессиональный исполнитель — давала концерты во многих городах России, от Москвы до Уфы, а также в странах Европы и Южной Америки. Еще Елена Лаврова — директор культурных программ фонда «Усадьба Белкино» — организует там камерные музыкальные вечера, на которых выступают музыканты очень высокого уровня. А сейчас она решила перейти в промоутерской деятельности от камерной к большой форме — в начале марта ее усилиями в Доме ученых должно состояться выступление ведущего телепрограммы «Модный приговор» Александра Васильева. Это и послужило поводом для интервью.

Корр. Скажите, какая же ваша деятельность является основной?

Лаврова. У меня равные части профессиональной жизни посвящены педагогике, выступлениям на сцене и организации музыкальных вечеров.

В школе я работаю два дня в неделю. Учеников у меня в классе немного, семеро, но больше, я считаю, мне набирать нельзя — иначе ни о каком качестве обучения говорить невозможно. Как пианистка я много выступала до рождения дочери. А когда происходит такое чудо, как появление на свет ребенка, карьера подождет. Я не понимаю, как можно пропадать на работе, отдавая ребенка няне. Когда дочка была маленькой, я всегда была с ней рядом, и концерты пришлось на несколько лет отложить. А сейчас эту работу возобновила.

Корр. Почему в городе нет рекламы ваших музыкальных вечеров в Белкино?

Лаврова. Просто потому, что она не нужна. Флигель, в котором проходят вечера — небольшой. Зал вмещает 100-120 человек. И у нас образовался музыкальный клуб, или, как говорили до революции — салон. Атмосфера этих вечеров семейная, многие люди, приходящие к нам, знают друг друга. Своя публика. Информация об исполнителях передается из уст в уста. Поэтому если мы еще и рекламой займемся, разместить людей, которые придут на музыкальный вечер, будет негде.

Корр. И кто из музыкантов приезжает в Белкино?

Лаврова. Стараюсь приглашать артистов не сильно раскрученных. Но это музыканты с большой буквы с щедрой отдачей эмоций. Их хочется слушать еще и еще. У меня большой круг знакомств в профессиональной среде — с кем-то вместе училась в Гнесинском институте, с кем-то вместе выступала. У Белкино хорошая слава — к нам многие музыканты хотят приехать, поэтому зачастую перед нами стоит проблема выбора, кого пригласить.

Корр. Стены флигеля вам стали тесны?

Лаврова. Нет, что вы, мы будем продолжать организовывать музыкальные вечера. Например, скоро к нам в Белкино приедет прославленный Национальный камерный оркестр Украины — коллектив уровня «Виртуозов Москвы». Еще мы организуем выступление киевских музыкантов в Калуге, в концертном зале филармонии. У нас есть опыт проведения концертов в больших залах, но в других городах. А теперь мы решили перенести его и на Обнинск. В нашем городе разнообразная концертная жизнь, и мы сейчас попробуем занять пустую нишу — хотим приглашать представителей высокой моды. Думаем, что многим обнинцам это будет интересно.

Корр. И «первой ласточкой» станет Александр Васильев?

Лаврова. Да. Его многие знают по программе «Модный приговор». Это очень интересный человек, интеллигентный ведущий с хорошо поставленной речью. Он согласился ответить на любые вопросы публики. Мы планируем, что его выступление состоится 5 марта и станет хорошим подарком модницам.

Корр. Говорят, ваша музыкальная судьба была предопределена.

Лаврова. В детстве хотела стать ихтиологом, геологом, археологом. Вполне серьезно готовилась к будущему, много читала, и эти детские увлечения превратились в серьезное хобби — сейчас неплохо разбираюсь в рыбах и минералах. Однако я музыкант в четвертом поколении, и не могла им не стать. Когда-то мои предки-дворяне жили в Петербурге. Недавно я нашла дом, принадлежавший моему пра­прадеду генералу Александру Лаврову. Теперь это офисный центр, и от прежнего здания осталась только фасадная стена. Моя прабабушка окончила Петербургскую консерваторию с отличием, за что получила от учебного заведения рояль в подарок. Мою бабушку Галину Евгеньевну Лаврову помнят многие обнинцы, она была первым преподавателем фортепиано в музыкальной школе. И когда в 90-е годы она заболела, ее класс перешел ко мне. Мои родители — профессиональные музыканты. Папа — Игорь Дмитриевич Лавров уже 20 лет преподает в аспирантуре консерватории Каракаса и со всемирно известным венесуэльским дирижером Густавом Дудамелем сыграл все концерты Рахманинова.

Когда я была студенткой Гнесинского института, мне преподавал отец. Родители дали мне фундаментальное образование. Это была такая школа, после которой, хочешь — не хочешь, а все умеешь.


Ля мажор для скрипки с оркестром

Далеко не каждый город со стотысячным населением, даже в статусе наукограда, может похвастать «своим» симфоническим оркестром. А жители Обнинска имеют счастье слушать великолепную музыку, не выезжая в столицу.

Три с половиной десятилетия в Обнинске звучит классическая музыка в исполнении муниципального камерного оркестра «Ренессанс».

Его артисты профессиональные музыканты — преподаватели музыкальных школ города.

Наши слушатели избалованы его высокопрофессиональным исполнительским мастерством и ждут от оркестра всё новых и новых музыкальных изысков. И оркестр оправдывает их ожидания.

30 сентября концертный зал ДМШ №2 с трудом вместил всех желающих. Муниципальный камерный оркестр открыл 35-й юбилейный творческий сезон концертом, посвящённым международному Дню музыки.

Художественный руководитель и дирижёр оркестра – Игорь Иванов, концертмейстер — Галина Никитина.

Концерты, посвящённые Дню музыки не редкость на этой сцене, но этот — особенный.

Во-первых — в состав оркестра ввели известных московских музыкантов: заслуженного артиста России — Леонида Мельникова (валторна), солиста национального филармонического оркестра под управлением В.Спивакова — Андрея Романова (валторна), артиста Российского национального оркестра под управлением М.Плетнёва — Павла Капитанчука (гобой), солиста оркестра Московской государственной филармонии под управлением Ю.Симонова — Владимира Тамбовцева (гобой).

Во-вторых, и это, пожалуй, главное, концерт состоялся благодаря поддержке Московского благотворительного фонда им. Д.Ойстраха и усилиям менеджеров проекта – Ольги Спиридоновой (Москва) и Елены Лавровой (Обнинск).

Символично, что концерт состоялся в день рождения Давида Ойстраха. Но сюрпризы на этом не закончились.

Ведущая концерта — Марина Мироненко подготовила зрительный зал к восприятию музыки яркого представителя венской музыкальной классической школы — гениального Вольфганга Амадея Моцарта.

Моцарт — композитор уникального дарования, которое проявилось в раннем детстве. В девять лет он писал сложнейшие произведения.

В программе концерта прозвучали произведения крупной формы — симфония №25 в четырёх частях. Блестящее произведение, написанное 17-летним юношей.

Волшебная, завораживающая музыка в прекрасном исполнении вызвала бурные аплодисменты.

Во второй части концерта был исполнен концерт №5 для скрипки с оркестром ля мажор. Соло на скрипке — Дмитрий Хахамов. Это главный сюрприз. Молодой исполнитель не старше композитора, написавшего это произведение — уже титулованный музыкант. Он – Лауреат международных конкурсов: юных скрипачей им. Ярослава Коциана в Чехии, молодых скрипачей в Бухаресте, XII конкурса им. Андрея Постаккини в Фермо (I премия и Гран-при в Италии), I Московского международного конкурса скрипачей им. Давида Ойстраха (III премия).

Когда смолкли последние аккорды, какое-то мгновение зал заворожено молчал, а потом взорвался аплодисментами. Улыбки, цветы, крики «браво»...

Концерт окончен. А я спешу пообщаться с талантливым музыкантом.

Дмитрий Хахамов – высокий, стройный, артистичный на сцене, вблизи оказывается худеньким, с тёмными кудряшками, совсем юным, очень вежливым человеком.

Он – коренной москвич, из семьи музыкантов (отец скрипач), рос и учился в Москве. Окончил школу-десятилетку им. Гнесиных и сразу же поступил в Московскую консерваторию. Музыку обожает. Может без конца слушать Д.Ойстраха. Считает, что среди молодых музыкантов много хороших скрипачей, у которых есть чему поучиться. Любит спорт, увлекается настольным теннисом. Занимается на скрипке по пять часов в день. Готовится к предстоящему в ноябре концерту в Германии, но дальше пока не загадывает, поскольку учиться ещё почти два года. Его привлекает и сольная карьера, и работа в коллективе. Обнинская публика произвела на Дмитрия приятное впечатление. Он не ожидал, что зал будет полным. И поэтому обещал приехать с концертом ещё.

Честно признаюсь, что шла на сегодняшний концерт со своим особым чувством.

Не символично ли, что этот день совпал с подобным концертом, посвящённым Дню музыки, который проходил ровно 10 лет назад? Тогда в этом зале, на этой сцене, с этим оркестром играла пианистка Людмила Габрианович. Играла Вивальди...

И теперь, войдя в «оркестровую», первое, что я услышала — это добрые и тёплые слова в её адрес.

Коллеги помнят и чтят её память. Помнят как хорошего человека, надёжного отзывчивого друга, замечательного музыканта. Помнят, как она играла. Это тронуло меня до глубины души…

Прошу дирижёра оркестра И.Иванова и директора оркестра — Елену Лаврову сказать несколько заключительных слов:

-Дима Хахамов, - говорит Игорь Викторович, - замечательный артист, гибкий музыкант. За одну только репетицию музыканты почувствовали друг друга. Это говорит о высоком профессионализме и наших музыкантов, и гостей, и солиста.

Его мысль продолжила Елена Лаврова: «Большая честь для оркестра играть с солистом такого уровня и с лучшими духовиками ведущих оркестров столицы. Несмотря на молодость, Дима имеет много лауреатских регалий и поражает высоким профессионализмом и удивительно красивым звуком.

Концерты такого уровня обычно проходят в филармониях и за большие деньги. Это огромный подарок жителям города».


Ренессанс. Открытие сезона (16.10.2012)

День не хочет просветляться. Время перевалило за полдень. Дождь как из ведра. Еду в маршрутке мимо 13-й школы. Входят немолодые с сияющими лицами женщины с букетами цветов в руках. Помогаю разместиться, с зонтов ручьями стекает вода. А они счастливы, им дети подарили цветы.

Разговорились. Как легко сделать человека счастливым, тем более учителя, привыкшего больше отдавать, чем получать. Цветы, теплые слова признания, чай из самовара вместе с взрослеющими учениками. И это лучшие уроки жизни.

Проезжаем мимо Городского дворца культуры, педагоги приглашают меня вечером сюда на концерт, посвященный Дню учителя.

А если учитель – музыкант и работает в музыкальной школе, теперь это школа искусств, тогда это двойной праздник, поскольку подоспел и Международный день музыки.

Я и в самом деле вечером оказалась на концерте в концертном зале второй музыкальной школы. Здесь чествуют педагогов и отмечают Международный день музыки. Эти праздники в моей семье в почете, и я их всей душой приемлю.

Выступает любимый в городе коллектив — Муниципальный камерный оркестр «Ренессанс», художественный руководитель и дирижер Игорь Иванов, концертмейстер оркестра Галина Никитина. Солисты: партия фортепиано Елена Лаврова, соло на кларнете Николай Никольский. Ведет программу Марина Мироненко.

Но прежде, чем зазвучат прекрасные мелодии, праздник открывает директор школы Светлана Александровна Курдеева и предоставляет слово представителю Администрации города, начальнику управления культуры, спорта и молодежной политики И.Н.Фалеевой. Много теплых и добрых слов высказала Ирина Николаевна Фалеева в адрес педагогов школы и солистов камерного оркестра, отметив огромную роль их труда в музыкально-эстетическом воспитании юного поколения. В связи с празднованием Дня учителя были вручены награды Администрации города и области.

Благодарности Губернатора Калужской области А.Д.Артамонова удостоен Игорь Викторович Иванов, художественный руководитель камерного оркестра «Ренессанс». Почетными грамотами министерства культуры Калужской области награждены Т.В.Булгакова, С.П.Вапняр, Л.Ю.Жильникова, М.В.Мироненко, Н.А.Никольский, С.В.Прохорова, Л.В.Рамзина, М.В.Рыкова, Почетных грамот Администрации города Обнинска удостоены преподаватели Е.В.Алексеева, Н.П.Быченкова, Е.М.Быченков, И.В.Вербицкий, В.Г.Казанцев, В.В.Рожнов, Е.Н.Шарпан.

Но вот приятные формальности закончены, а они нужны и даже необходимы, чтобы иметь перспективу…

Словно крылья, взлетели руки дирижера, и полилась музыка. Программа концерта глубоко продумана, насыщенна и разнообразна. Встреча с большой музыкой больших композиторов всегда праздник для души. Сегодня предстоит услышать Простую симфонию Б.Бриттена, Увертюру на еврейские темы Сергея Прокофьева, А.Крейна, Еврейские эскизы и волшебную, незабываемо-волнующую музыку «Ноктюрна» Арно Бабаджаняна.

«Простой симфонией» оркестр продолжает тему детских сочинений, ранее она исполнялась отдельной частью, теперь звучит целиком в четырех частях. Автор включил в каждую часть по две темы, сочиненные им в детстве и посвятил своей учительнице музыки. Пьеса написана для студенческого оркестра, впервые была исполнена в 1934 году под управлением автора, в четырех частях: Неистовое буре, Игривое пиццикато, Сентиментальная сарабанда, Веселый финал.

Сергея Прокофьева оркестр представил нам несколько в необычном виде. Увертюра на еврейские темы. Это было первое произведение Прокофьева, основанное на фольклорных темах двух контрастирующих напевов: шуточного ритмического танца с легким налетом грусти и протяжно-лирической песни. Это, по-видимому, особенно привлекает дирижера, включившего пьесу в репертуар оркестра. В исполнении камерного оркестра пьеса прозвучала великолепно с такими милыми переходами от танцевальной игривости к сентиментальной задумчивости.

Третьим номером программы опять «Еврейские эскизы». Видимо, это связано с дальнейшими планами художественного руководителя камерного оркестра Игоря Викторовича Иванова подготовить полную большую программу на еврейские темы, так привлекшие своей эмоциональной насыщенностью и лиризмом.

И под занавес программы – потрясать, так потрясать. Звучит «Ноктюрн» Арно Бабаджаняна. Соло на фортепиано – бесподобная пианистка Елена Лаврова. Солистка и оркестр превзошли все ожидания. Пронзительная музыка, до глубины души волнующая и возвышающая все человеческие чувства. И потому – овации и второе исполнение, еще более волнующее, «на бис».

«Ноктюрн» был написан в 1980 году как фортепианная пьеса и сразу покорил слушателей своей волшебной, заоблачной красотой. В 1989 году Бабаджаняна не стало. Но, как видим, он бессмертен вместе с этой мелодией. Позже мелодия обрела слова, еще более усилившие глубину ее ощущения. Написал слова Роберт Рождественский по просьбе Иосифа Кобзона. И получилась тайна, волшебство, навеянное музыкой.

Между мною и тобою – гул небытия
Звездные тайные моря…
Я к тебе приду на помощь, только позови.
Пусть с тобой все время будет свет моей любви…

Смолкли последние звуки, но душа еще живет этим волшебством музыки. Зал стоя аплодирует, благодарит музыкантов за превосходный концерт. Игорь Викторович сходит со сцены в зал, принимает слова благодарности за великолепную музыку. Сцена — это всегда большой труд и волнение до испарины. Благодарю дирижера за прекрасный концерт, за отличную работу музыкантов, за полученное удовольствие, а Елену Игоревну — за изысканно-трогательное исполнение «Ноктюрна».

А на следующий день сами сегодняшние музыканты стали слушателями. Музыкальная элита города была приглашена в большой концертный зал Дома Ученых на концертное исполнение величайшего шедевра барокко — мессы И.С. Баха для солистов хора и оркестра в рамках международного проекта года Германии в России.


   Персональные страницы