Потребительский экстремизм — поведение потребителей товаров и услуг, имеющее целью получить определённую выгоду и доход, манипулируя законодательством о правах потребителей в корыстных целях.

Предпосылкой для возникновения потребительского экстремизма в России ряд экспертов считает последнюю редакцию Закона РФ «О защите прав потребителей», который стал эффективным инструментом регулирования потребительского рынка и разрешения споров на нём. Целый ряд международных экспертов признал его лучшим из российских законодательных актов. При этом он считается самым лояльным в мире после американского ― только в России и в США потребитель обладает настолько обширными правами. С одной стороны, этот закон чётко регламентирует порядок предоставления услуг и продажи товаров, и обеспечивает надежную защиту интересов потребителей, а с другой — не предусматривает никаких норм ответственности за предъявление необоснованных претензий, и даже сам термин «потребительский экстремизм» или любое другое понятие или формулировка, соответствующие ему по смыслу (то есть отражающие, по сути дела, потребительское мошенничество), в нём отсутствуют.


В качестве примера можно привести свадебное платье. Которое можно вернуть в магазин уже после церемонии, сославшись на то, что оно не подошло.

Бороться с подобным можно с помощью обращений в прокуратуру.

Многие предприниматели плохо знают свои права. В этом может помочь уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области (сейчас этот пост занимает Андрей Николаевич Колпаков).


   Мировой опыт