«Близкие контакты третьей степени» — американская научно-фантастическая драма 1977 года режиссёра Стивена Спилберга, выступившего также одним из сценаристов, в которой снялся известный французский режиссёр Франсуа Трюффо.

В центре сюжета — встреча людей с инопланетной цивилизацией, символизирующая «контакт третьей степени». Название происходит от классификации контактов с инопланетянами, в которой третья степень обозначает человеческие наблюдения за инопланетянами или «одушевлёнными существами».

При бюджете в 20 миллионов долларов картина собрала в прокате 306 миллионов. Несмотря на то, что про инопланетян снимали и до, и после «Близких контактов», именно этот фильм приобрёл культовый статус. Картина, наряду со «Звёздными войнами» и «Суперменом», переосмыслила отношение к научной фантастике в кинематографе, доказав, что научно-фантастические фильмы могут быть крайне успешны и являться прибыльными кассовыми блокбастерами, а не только дешёвыми и малобюджетными би-муви.

Фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 8 номинациях, включая лучшую режиссуру, но награду получил лишь Вилмош Жигмонд — за лучшую операторскую работу, а Фрэнк Э. Уорнер был удостоен премии за особые достижения в монтаже звуковых эффектов.

Специальное издание фильма, включающее как сокращённые, так и новые добавленные сцены, было выпущено в 1980 году. Спилберг согласился сделать специальное издание, чтобы добавить больше сцен, которые они не смогли включить в первоначальную версию, но студия потребовала противоречивую сцену, изображающую интерьер внеземного материнского корабля. Недовольство режиссёра изменённой финальной сценой привело к третьей версии фильма, названной «режиссёрской», выпущенной в 1998 году и являющейся самой длинной версией фильма, сочетающей любимые элементы Спилберга из двух предыдущих выпусков, но удаляющей сцены внутри внеземного материнского корабля. Позже фильм был ремастирован в формате 4K и переиздан в кинотеатрах 1 сентября 2017 года к своему 40-летию.

В 2007 году фильм внесён в Национальный реестр фильмов, обладая «культурным, историческим или эстетическим значением».


Сюжет:

Фильм начинается с перечисления необычных явлений, зафиксированных на Земле в разных точках и в разное время.

В пустыне Сонора неожиданно появляется эскадрилья самолётов в отличном состоянии, но без экипажей. Определили, что это машины 19-го тренировочного рейса, без вести пропавшие в декабре 1945 года в Бермудском треугольнике. Высланная на место исследовательская группа во главе с французским учёным Клодом Лакомбом (Франсуа Трюффо) и его американским переводчиком и картографом Дэвидом Лафлином (Боб Балабан), не смогла ничего разузнать. Исследовательская группа нашла странного старика, обгоревшего на солнце, который утверждал, что ночью светило взошло и спело ему песню.

В Центре контроля за воздушным движением в Индианаполисе авиадиспетчерами был зафиксирован НЛО. Два самолёта, находившиеся неподалёку, установили визуальный контакт и едва избежали столкновения с ним. Ни один из членов экипажей не желает сообщать об объекте.

Манси, штат Индиана. В детской комнате спящего трёхлетнего Барри (Кэри Гаффи) включаются все механические игрушки, а в окна ударяет слепящий свет. После этого малыш встаёт, улыбается кому-то на кухне, где разбросаны вещи, выходит из дома и убегает в ночь. Его мать, Джиллиан Гилер (Мелинда Диллон), пытается догнать ребёнка, но он исчезает в темноте. В ту же ночь во всём городе прекращается подача электричества. Выехавший устранить повреждение электрик Рой Нири (Ричард Дрейфус) встречается с настоящим НЛО. Автомобиль попадает под мощный пучок света, слегка обжигающий лицо Нири, после чего над его головой медленно пролетает огромный инопланетный корабль. Сразу после этого в городе включается свет. Джиллиан в последнюю секунду спасает сына, прибежавшего к шоссе вместе с несколькими другими людьми, от столкновения с машиной Роя. Затем над шоссе проносятся четыре светящихся шара и пропадают за горизонтом. Рой и три полицейские машины тщетно преследуют их. Удивительный метафизический опыт завораживает Роя.

Нири, к ужасу своей жены Ронни (Тери Гарр), увлекается НЛО и зацикливается на изображениях в форме горы, часто делая её модели. Тем временем Джиллиан также становится одержимой, делая рисунки уникального изображения горы.

Пустыня Гоби, Монголия. Среди песков обнаруживается пропавший в декабре 1925 года в Бермудском треугольнике неповреждённый сухогруз «SS Cotopaxi» без экипажа. Ронни сообщает мужу, что его без объяснений уволили.

В северо-индийском городе Дхарамсала местное население постоянно повторяет в молитвах пятитональную музыкальную фразу в мажорной гамме, считая их божественными звуками, доносившимися с неба. На конференции Лакомб сообщает, что звуки подобны последовательности Золтана Кодая, разработанной для обучения глухонемых детей музыке. Рой встречается с Джиллиан, получившей «загар», аналогичный старику из пустыни. Собравшиеся жители собираются на том же шоссе, где впервые были замечены четыре шара, и видят два приближающихся светящихся огня. Те поднимают пыль и оказываются прожекторами вертолёта.

Лакомб и Лафлин вместе с группой экспертов ООН начинают расследование возрастающей активности НЛО и странных явлений, связанных с этим. Учёные передают музыкальную последовательность в космос, но ответ озадачивает: астрономы на «Goldstone Radio Telescope» принимают с расстояния 7 световых секунд последовательность чисел — 104-44-30-40-36-10, с отношением частот 9:10:8:4:6, повторяющуюся снова и снова в виде радиоимпульсов. Лафлин, с его опытом работы в картографии, распознаёт её как набор географических координат, которые указывают на «Башню дьявола» возле Моркрафта, штат Вайоминг.

НЛО терроризирует Джиллиан в её доме. Она отбивается от яростных попыток невидимых существ, активирующих электрические приборы, проникнуть в дом. В хаосе Барри оказывается похищен. Критическая одержимость Роя Нири видениями вызывает семейную ссору. Наутро следующего дня, после того, как Нири вырывает вершину слепка, к нему приходит озарение. После того, как он на глазах соседей начинает исступлённо бросать в дом вырванные кусты, землю, мусор из бака и разбрасывать птичью изгородь, Ронни, забрав троих детей, уезжает от мужа в одном халате и тапочках. После их отъезда Рой с феноменальной работоспособностью продолжает материализовывать свои видения, в результате чего посреди гостиной возникает огромная, до самого потолка гора, подобная «Башне дьявола», стоящей в точке Контакта.

Координаты становятся точкой предполагаемого Контакта. Лакомб и американские военные сходятся в Вайоминге. Армия США эвакуирует жителей на поездах, распространяет в средствах массовой информации ложные сведения о разлитии токсичного нервно-паралитического газа, подготавливает секретную зону для приземления НЛО. Правительство засекречивает область площадью около 777 квадратных километров. Но именно сюда со всех концов США стекаются десятки людей — свидетелей НЛО, которых в течение некоторого времени посещали одинаковые навязчивые видения о горе. Среди них — Джиллиан Гилер и Рой Нири, увидевшие новость по телевидению.

Несмотря на запреты, Рой и Джиллиан решают добраться до горы. Сбивая по пути предупреждающие заграждения, они видят лежащих вдоль дороги коров и свиней, и понимают, что экстренная ситуация подстроена. Их тормозит кордон с военными и медиками в защитных костюмах, обоих ведут в допросную. С Нири беседуют Лакомб и Лафлин, после чего сажают в вертолёт с 12 гражданскими, среди которых находится и Гилер. Лакомб и Лафлин убеждают майора Уолша отправить видевших видения людей к горе, но тот отказывается. Нири и Гилер сообщают остальным, что нервно-паралитический газ — выдумка правительства, все снимают противогазы и с облегчением вдыхают свежий воздух. Клод наблюдает в окно, как Рой, Джиллиан и один из гражданских, Ларри Батлер, бегут к горе. Глава проекта (Дж. Патрик МакНамара) приказывает Уолшу по телефону применить усыпляющий газ EZ-4, который уже использовали на домашнем скоте, если нарушителей не удастся снять с горы до 20:00. Беглецы прячутся в расщелинах от вертолётов. Уставшего и отставшего Ларри, не пытающегося спрятаться, обнаруживают и усыпляют. Несмотря на преследование, Рою и Джиллиан удаётся перебраться через гору, где расположена посадочная площадка для пришельцев.

После «разведки», произведённой мелкими НЛО в виде небольших светящихся точек, прибывают три НЛО. Начинается контакт землян с внеземным разумом, прелюдией к которому становится сыгранная на большом светящемся органе мелодия из пяти нот из Дхарамсалы — своеобразное приветствие землян братьям по разуму. За процессом наблюдают как многочисленные учёные и военные, задействованные в тайной операции, так и Рой с Джиллиан. Гору окутывает гигантское облако, из которого появляется ещё больше «тарелок». Вскоре появляется главный гигантский инопланетный корабль, отвечающий аналогичными звуками на звуки электронного органа. Затем уже учёные повторяют за кораблём, звуки переходят в музыкальную последовательность, клавиши синтезатора начинают нажиматься сами собой.

Из недр корабля выходят все ранее исчезнувшие люди — семеро членов экипажа «Cotopaxi», лётчики из пропавшей эскадрильи, сын Джиллиан вместе с десятками других похищенных, причём никто из них ничуть не постарел. Симфония космического братства заканчивается тем, что к землянам выходят малорослые пришельцы. Правительственные чиновники спешно включают Роя в группу, выбранную в качестве потенциальных посетителей корабля-носителя. Джиллиан спешно делает фотографии внеземных гостей. Из всей группы в красных костюмах и с зелёными сумками инопланетяне выбирают Нири, не надевшего тёмные очки. Когда тот входит в корабль, один из инопланетян ненадолго остаётся с людьми. Лакомб использует жесты Кодая, соответствующие пяти нотам внеземной тональной фразы. Инопланетянин отвечает такими же жестами, улыбается и возвращается на борт. Барри произносит «До свидания» поднимающемуся агрегату.

Титры сопровождаются медленно летящим в космосе и растворяющимся вдали кораблём.


   Фильмы 1977 года
   Фильмы