Усадьба «Бугры» / Дача Кончаловского в городе Обнинске

У Петра Наркизовича Обнинского и его жены Лидии Павловны было четверо детей: Анна, Лидия, Виктор и Борис. Жизнь шла своим чередом, дети выросли, им пора было создавать свои семьи, и встал вопрос о разделе земель белкинского имения. На лесных пустошах, примыкавших к деревне Пяткино, в 1880-х годах был обустроен хутор «Бугры».

Он достался старшей дочери — Анне Обнинской, которая как раз в это время вышла замуж за московского врача Ивана Ивановича Трояновского.

Дорога к усадьбе:

Дорога к усадьбе «Бугры» / даче Кончаловского
Фотография в более высоком качестве

Усадебные земли включали обширные участки леса и лугов в холмистой местности (откуда и пошло название хутора), в районе современных Кончаловских гор. Сама усадьба поставлена на вершине холма посреди соснового леса. Большой бревенчатый дом, одноэтажный с мезонином, хорошо сохранился до сих пор. Он не претендует на стилевую изысканность, но при изящных замысловатых пропорциях очень красив и удобен. Позади к дому примыкал хозяйственный двор с множеством построек, за ним был разбит обширный сад. А по склону холма перед главным фасадом расстилался прекрасный живописный парк с экзотическими деревьями. Дом был приспособлен для проживания в течение всего года, в нём были устроены голландские изразцовые печи. Но Трояновские обычно приезжали только на лето.


Железнодорожный переезд около усадьбы «Бугры» в начале XX века:

Железнодорожный переезд около усадьбы «Бугры» в начале XX века
Фотография в более высоком качестве


Иван Трояновский увлекался садоводством. В обширном парке Бугров он высадил редчайшие древесные породы, такие как пробковое дерево, маньчжурский орех или сибирский кедр. Сад был засажен многочисленными кустами сирени десятков сортов, всех возможных оттенков. Но главной ботанической страстью Ивана Ивановича были орхидеи. В Буграх он специально выстроил для них оранжерею, где не только собирал уникальные сорта этих цветов, но и занимался выведением новых сортов, причём весьма успешно. В 1913 году он издал научную монографию «Культура орхидей», после чего был признан крупнейшим в стране специалистом этого профиля. Когда же случился пожар и оранжерея сгорела, ему стали присылать клубни орхидей со всего мира, и погибшая коллекция была быстро восстановлена во всём великолепии.

Когда Иван Иванович жил в Буграх, он охотно занимался лечением крестьян из окрестных деревень. Больницы в ближайшей округе не было, а необходимость в медицинской помощи ощущалась очень остро. При этом Трояновский никогда не брал никакой платы. Крестьяне относились к доброму доктору с огромным уважением и охотно шли на приём в усадьбу. Нередко доктору приходилось ехать на дом к тяжёлым больным, случались и сложные операции.

В годы военного коммунизма усадьба избежала национализации. Не столько из-за лояльности Трояновских к новой власти, сколько потому, что в отличие от роскошного особняка Морозовой старый бревенчатый дом среди глухого леса не представлял особой ценности.

В начале лета 1919 года Анна Ивановна Трояновская пригласила Николая Карловича Метнера с женой Анной Михайловной приехать пожить в Буграх. Выдающемуся композитору и пианисту фактически некуда было деваться, поскольку квартиру в Москве у него отняли в порядке уплотнения. Но для работы ему были необходимы тишина и спокойствие.

В наших краях Метнеры бывали нередко, в основном по приглашению Маргариты Морозовой. В последний раз они приезжали в Михайловское в августе 1917 года, а год спустя провели две недели в Буграх. Вот и теперь, в мае 1919 года, они приехали к Анне Ивановне просто погостить на лето. Но пребывание в Буграх затянулось почти на два года.

Особенно трудной была первая зима, когда приходилось в прямом смысле бороться за выживание, сражаясь с жестоким голодом и холодом. Зачастую в доме не было ни кусочка хлеба, питались одной мёрзлой картошкой (из-за ранних заморозков урожай не успели убрать по всей стране). Но женщины не заботились о себе и думали прежде всего о том, как накормить Николая Карловича и дать ему возможность спокойно работать за роялем.

Вся жизнь обитателей Бугров сосредоточилась вокруг работы Метнера над своими музыкальными произведениями. В это время он создавал цикл лирических фортепьянных пьес «Забытые мотивы». Целыми днями композитор просиживал за роялем, вставая ещё в сумерках зимнего утра. Сидеть приходилось прямо в валенках, поскольку дров не хватало и комнаты не протапливались. Дневные прогулки сопрягались с хозяйственными заботами.

Летом 1920 года стали приезжать гости из Москвы. Особенно часто бывала подруга Трояновской, художница Наталья Сапожникова, и любимый ученик Метнера по консерватории Пантелеймон Васильев. Изредка наведывался и сам Иван Иванович, связанный своей врачебной деятельностью в столице. Все вместе гуляли по сосновому лесу и берёзовым перелескам, вместе же ходили убирать сено на лугу, поскольку к будущей зимовке приходилось готовиться заранее.

Любимым развлечением маленькой дружной компании было устройство «живых картин» на темы музыкальных произведений. Для инсценировок обычно выбирали очень популярные в то время драматические оперы вагнера, воспевавшие грандиозные страсти легендарных рыцарских времён. Участники представлений самозабвенно отдавались игре и веселились как дети, бурно ссорясь в процессе режиссуры. Где-то полыхала гражданская война, рушилась прежняя Россия, вдребезги разбивались людские судьбы... Но здесь, в лесной глуши, за прочными стенами старинного бревенчатого дома царила только Вечная музыка. В это же время Трояновская преподавала живопись в колонии «Бодрая жизнь», водила ребят на этюды по окрестностям, а с самыми способными учениками, в числе которых был будущий художник Василий Почиталов, занималась и в Буграх.

28 ноября 1928 года Иван Иванович умер в своём доме в Буграх. Похоронен он у белкинской церкви Бориса и Глеба, с южной стороны. Бывшую усадьбу Бугры, которая теперь считалась дачей, унаследовала Анна Ивановна Трояновская. В 1920-х годах она жила в основном именно здесь, продолжая преподавать рисование в «Бодрой жизни». Но денег не хватало, всё труднее становилось одной содержать фамильное гнездо. Постепенно пришлось распродать всю коллекцию отца, при этом наиболее ценные полотна Анна Ивановна безвозмездно передала в Третьяковскую галерею.

В 1932 году она продаёт Бугры своему давнему знакомому — Петру Петровичу Кончаловскому. За собой Анна Ивановна оставила маленький флигель с верандой в глубине сада. Здесь она по-прежнему проводила лето и даже принимала своих друзей из Москвы.

Пётр Петрович очень полюбил эти места ещё со времён своего первого приезда в Белкино, ознаменовавшего начало нового этапа в его творческой жизни, и с тех пор часто бывал здесь со своей семьёй. После приобретения Бугров он со своей семьёй (женой Ольгой Васильевной и детьми — Михаилом и Натальей, а потом и с внуками) ежегодно проводил здесь большую часть лета, осень и часть зимы. В Москву обычно возвращались не раньше ноября. Так продолжалось в течение четверти века, до самой смерти Кончаловского. Жизнь в Буграх подробно описана в воспоминаниях жены художника и в рассказах его дочери — писательницы Н.П. Кончаловской.

Пётр Кончаловский, как и его сын Михаил (тоже ставший художником), был азартным охотником, а охота здесь в то время была прекрасная. Болотная тяга начиналась в Буграх почти от самого дома. Зимой они гоняли зайцев с гончими, охотились на лис, проходя до двух десятков километров.

Другим увлечением художника было садоводство. В этом смысле новый хозяин Бугров был достойным преемником создателя усадьбы. Он не только заботливо поддерживал в прежнем виде чудесный сад с экзотическими деревьями и изысканными клумбами, но и сам проводил довольно смелые опыты садоводства. На открытой площадке он высадил виноград и с гордостью демонстрировал гостям пирамидки лоз с сизыми кистями. Правда, виноград был несъедобным, зато выглядел совсем как настоящий.

Но особенно Пётр Петрович любил сирень, которая в буграх была представлена во всех возможных расцветках, включая уникальные махровые сорта. Именно здесь были созданы знаменитые «сирени» Кончаловского, уже в 1930-е годы ставшие визитной карточкой его творчества. Искусствоведы единодушно относят их к лучшим достижениям русского натюрморта.

Именно в Буграх и окрестностях были созданы почти все среднерусские пейзажи Кончаловского.

Каждый год на Петров день жители Пяткино и ближайших деревень приходили на именины хозяина в Бугры. Обычно собиралось не менее полусотни человек.

Нередко посмотреть на знаменитого художника, его домашнюю галерею и «ботанический сад» приходили экскурсии из окрестных сёл и пионерских лагерей.

А ещё в Бугры часто приезжали гости из Москвы — близкие друзья семьи Кончаловских, среди которых было немало виднях деятелей русской культуры. Здесь бывали писатели А.Н. Толстой, А.А. Фадеев, композитор С.С. Прокофьев, режиссёры В.Э. Мейерхольд, А.П. Довженко, актёр Б.Н.Ливанов, скульптор С.Т. Коненков м ногие другие. Обычно они наведывались вместе со своими семьями.

Иногда во время этих приездов рождались прекрасные портреты, не имеющие ничего общего с парадными шаблонами соцреализма.

Кончаловский всегда восхищался творчеством Сергея Прокофьева. В 1934 году он пригласил композитора позировать ему в Буграх. Уже на месте, обдумывая замысел портрета, он решил писать Прокофьева в саду под большой сосной, где тот полюбил сидеть в плетёном кресле, работая над своими произведениями.

В послевоенные годы Кончаловский увлекался созданием жанровых картин на темы крестьянской жизни, таких как «На полдни» или «С покоса». На этих монументальных полотнах, поднимающихся до уровня эпического обощения образа Родины, запечатлены и жители деревень, стоявших на месте будущего Обнинска.


   Достопримечательности города Обнинска