«Один пояс и один путь» — выдвинутое в 2010-х годах Китайской Народной Республикой (КНР) предложение объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».

Предложение было впервые выдвинуто председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в Казахстан и в Индонезию осенью 2013 года. В таких политических документах, как «План социально-экономического развития на 2015 год» и «Доклад о работе правительства», строительство «Одного пояса и одного пути» было включено в список важных задач, поставленных перед новым правительством Китая. Министр иностранных дел Китая Ван И подчеркнул, что осуществление этой инициативы станет «фокусом» внешнеполитической деятельности КНР в 2015 году. Подтверждено, что этот огромный проект будет включён и в план «13-й пятилетки», который будет принят в 2016 году. Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая. На основе продолжения и развития духа древнего Шёлкового пути «Один пояс и один путь» призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического процветания вовлечённых стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию миру и устойчивому развитию. По официальным данным Китая, «Один пояс и один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе «новые экономики», и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб — 21 трлн долларов США.


Контекст зарождения инициативы:

На фоне медленного восстановления мировой экономики от последствий глобального финансово-экономического кризиса мировому сообществу предстоит найти новую модель взаимодействия и создать новые механизмы экономического развития. В ходе интеграции китайской экономики в мировую экономику Китай готов принять на себя больше международных ответственностей и обязательств в соответствии со своими способностями, внести большой вклад в поддержание мира и общечеловеческого развития. Инициатива по совместному строительству «одного пояса и одного пути» нацелена на содействие свободного, упорядоченного движения экономических факторов, эффективное распределение ресурсов и углубление рыночной интеграции, на поощрение координации экономической политики стран вдоль маршрутов «одного пояса и одного пути», расширение и углубление регионального сотрудничества, на совместными усилиями формирование открытой, инклюзивной и сбалансированной архитектуры регионального сотрудничества, в рамках подобной архитектуры партнерства все получают пользу и возможности устойчивого развития. Как отметил председатель КНР Си Цзиньпин на церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума-2015, «„Один пояс и один путь“ не будет соло Китая, а настоящий хор всех стран вдоль маршрутов проекта». Инициатива «Один пояс и один путь» зародилась также в результате отметки новым китайским руководством ключевой роли внешней политики КНР по отношению к соседним странам в осуществлении китайской цели «Двух столетия» и «Китайской мечты» о возрождении китайской нации. По словам Си Цзиньпина, успешное продвижение внешней политики по отношению к соседям создает благоприятную среду для развития Китая, мирное развитие Китая, в свою очередь, будет приносить большую пользу соседним государствам и вместе с ними реализовать совместное процветание. Данная китайская инициатива и помогает стимулировать развитие западных районов Китая, преодолеть проблему диспорции в развитии западных и восточных районов Китая, решить проблему избыточных мощностей в стране путём расширения открытости Китая в западную сторону, освоения новых рынков стран в Евразии для экспорта товаров и капитала.


Форум «Один пояс и один путь»:

Форум высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс и один путь» был организован китайским правительством. Он состоит из трёх частей: церемония открытия форума, саммит за круглым столом и встреча на высоком уровне.


Первый Форум:

Первый форум состоялся в Пекине 14 и 15 мая 2017 года. 29 глав государств или правительств, в частности президент РФ Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и др, а также три руководителя международных организаций, в том числе и генеральный секретарь ООН.


Второй Форум:

Второй форум начал работу в Пекине 25 апреля 2019 года, с участием представителей из 150 стран, в том числе 40 глав государств, в частности президент РФ Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Таджикистана Эмомали Рахмон, а также директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард и генсек ООН Антониу Гутерреш.


Экономический пояс Шёлкового пути:

В рамках проекта «Экономического пояса Шёлкового пути» рассматривается создание трёх трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Передняя Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан).


Морской Шёлковый путь XXI века:

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» включает в себя создание двух морских маршрутов: один маршрут ведёт из побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; другой предусматривает соединение приморских районов Китая и Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан.


Евразийский экономический союз и Экономический пояс Шёлкового пути:

Намерение России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП было подтверждено совместным заявлением во время встречи лидеров двух стран в мае 2015 года. Члены ЕАЭС и Китай в рамках ЭПШП могут сотрудничать в обновлении транспортной инфраструктуры, в области строительства, энергетики, добычи ресурсов и высоких технологий.


Строительство новых евразийских железнодорожных магистралей и модернизация старых:

Строительство новых евразийских железнодорожных магистралей в рамках ЭПШП и реконструкция старых на территории СНГ помогает укрепить транзитные позиции ЕАЭС на сухопутных путях перевозки грузов между Европой и АТР (в настоящее время большинство транспортировки грузов между странами Европы и АТР проходят по морским путям через Суэцкий канал с техническими ограничениями. Кратчайший сухопутный путь из АТР через Евразию в Европу может сократить 50% расстояния и надежнее по сравнению с морским), и получить от этого огромные прибыли. Казахстан и Китай договорились о состыковке ЭПШП с казахстанской программой «Светлого пути» («Нурлы Жол»). Для России, например, возможно осуществление состыковки северного направления ЭПШП с российским проектом «Трансевразийский пояс RAZVITIE» (ТЕПР) и программой по модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали с учетом наличия у России богатого опыта в разработке железнодорожного проекта на основе достоверной базы данных по геологии и гидрографии на территории Евразии, а также необходимости осваивать потенциалы Сибири и Дальнего Востока — «зоны приоритетного развития России» в интересах реализации их быстрого развития. Возможно и сотрудничество с китайской стороной в переустройстве Транссиба в надземном варианте (для повышения конкурентоспособности Транссиба нужно ускорить движение поездов, а реализовать это возможно только при надземном варианте). ЭПШП будет также стимулировать развитие общего регулирования транспортно-логистического сегмента рынка и поощрять поэтапную унификацию стандартов качества товаров и услуг, торгуемых между участниками в регионе, что в некоторой степени совпадает с идеей в договоре ЕАЭС о движении к общему рынку. При реализации совместных проектов страны ЕАЭС могут получить финансовые выручки, инвестиционные и техологические поддержки. Китай, в свою очередь, учредил Фонд ЭПШП, в который сам вложил 40 млрд долл. как уставной капитал, и АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) для обеспечения финансовой основы проекта.

Главы Казахстана и Белоруссии высоко оценивают сотрудничество с Китаем в рамках ЭПШП. Белоруссия стала подходящей площадкой (транзитным узлом) для экспорта китайских товаров в Европу (транзитный коридор Китай — Казахстан — Москва, из Москвы дальше идёт по двум ветвям: Минск — западная Европа; Санкт-Петербург — скандинавские страны). По словам Александра Лукашенко, Белоруссия готова стать площадкой для выхода китайской экономики на рынки Евросоюза. Китайская сторона, в свою очередь, выразила готовность содействовать сопряжению стратегии ЭПШП с национальной стратегией Белоруссии.


Строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали:

Строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали из Пекина в Москву (ВСМ «Евразия») через Казахстан — проект с большой перспективой. Предполагается, что маршрут увеличит мобильность населения и даст толчок созданию крупных агломераций (комплексной интегральной инфраструктуры), новых рабочих мест вдоль магистрали. При этом путь между Москвой и Пекином займёт двое суток, доехать из Алма-Аты до Москвы можно будет менее чем за сутки.

Высокие технологии, как основа высокоскоростного наземного транспорта (скорости движения поездов от 200 до 400 км/ч) будут способствовать внедрению инновационных технологий в строительстве, машиностроении, дальнейшему развитию информационных технологий.


Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ):

Это международная финансовая организация, создание которой было предложено Китаем. Основные цели, которые преследует АБИИ, — поддержка строительства инфраструктуры, стимулирование процесса экономической глобализации в Азии, а также укрепление сотрудничества Китая с другими странами Азии. Генштаб АБИИ находится в Пекине. Его легальный капитал составил 100 млрд юаней. По состоянию на 19 декабря 2018 года всего 93 страны мира вошли в состав АБИИ.

2 октября 2013 года председатель КНР Си Цзиньпин впервые предложил создать АБИИ. 24 октября 2014 года министры финансов или представители Китая, Индии, Сингапура и других стран, подписав меморандум о взаимопонимании в Пекине, решили создать АБИИ. 25 декабря 2015 года был официально создан АБИИ. С 16 по 18 января 2016 года в Пекине состоялась церемония открытия АБИИ.

Структура управления АБИИ разделена на три уровня: Совет управляющих, Совет директоров и Исполнительные органы. Совет управляющих является высшим органом АБИИ. У каждой страны-участницы два члена в Совете управления. В Совет директоров входят 12 человек. Отвечают за работу исполнительных органов один директор и 5 заместителей директора.


Университетский Альянс нового Шёлкового пути:

Университетский Альянс нового Шёлкового пути был создан 22 мая 2015 года в соответствии с духом Шелкового пути. Он является неправительственной и некоммерческой организацией, направленной на обеспечение открытости и международного сотрудничества в области высшего образования. Его создание инициировано Сианьским университетом коммуникаций для воплощения проекта «Один пояс и один путь». Теперь в Альянс вошли 128 университетов из 31 стран и регионов.


Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса и одного пути»:

17 октября 2015 года Фуданьский университет, Пекинский педагогический университет, Ланьчжоуский университет, российский Уральский государственный экономический университет и другие китайские и заграничные вузы (8 заграничных и 39 национальных вузов) в г. Дуньхуан провинции Ганьсу создали Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса и одного пути», который стал прекрасной площадкой для сотрудничества вузов стран, расположенных вдоль экономического пояса Шёлкового пути. 47 вузов в тот же день также достигли «Дуньхуанского консенсуса», решив создать «Мозговой центр» союза вузов «Одного пояса и одного пути».


Туристический союз городов «Одного пояса и одного пути»:

17 октября 2015 года в одной из древних столиц Китая — г. Кайфэне (пров. Хэнань) был создан Туристический союз городов «Одного пояса и одного пути». На собрании приняли участие представители более 30 городов Китая, была обнародована «Кайфэнская декларация», провозглашающая учреждение этого союза. В октябре 2017 года на ежегодном собрании Туристического союза городов «Одного пояса и одного пути» было утверждено, что 8 городов Италии и китайский город Аньян официально вступили в союз. Итак, число городов в союзе достигло 43.


Железная дорога Момбаса-Найроби:

Кения — важная страна Африки, которая входит в инициативу «Один пояс и один путь» Китая. В мае 2014 года во время визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Кению, стороны подписали соглашение о совместном строительстве железной дороги Момбаса-Найроби. Магистраль, связывающая порт Момбаса на востоке Кении со столицей этой страны, была сдана в эксплуатацию в конце мая 2017 года. Благодаря реализации проекта, в Кении было создано порядка 50 тыс. рабочих мест.


Соглашения:

По состоянию на конец апреля 2019 года, Китай подписал соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс и один путь» со 127 странами и 29 международными организациями.


Россия:

8 мая 2015 года в Москве лидеры России и КНР подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути». В рамках Астанинского экономического форума 17 мая 2018 года было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕвразЭС и КНР.

23 июня 2016 года на саммите ШОС в Ташкенте Китай, Монголия и Россия подписали Программу создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия. В рамках реализации указанного коридора в 2019 году планируется завершить строительство мостов через Амур:

— Железнодорожного моста, связывающего китайский город Тунцзян и российское село Нижнеленинское;

— Автодорожного моста, связывающего китайский город Хэйхэ и российский город Благовещенск.

Кроме того, китайско-российское совместное предприятие занимается проектированием высокоскоростной железной дороги Москва-Казань.


Венгрия:

6 июня 2015 года министр иностранных дел Ван И, находящийся с официальным визитом в Венгрии, подписал в Будапеште с министром иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петером Сиярто «Меморандум о взаимопонимании по строительству экономического пояса Шелкового пути и морского Шёлкового пути 21-го века». Это первый подобный документ, который подписал Китай со страной Европы.


   Мировой опыт