Аркаим — укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа XX/XVIII–XVIII/XVI вв. до н. э., относящееся к так называемой «Стране городов».
Расположено на возвышенном мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником — филиалом Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина УрО РАН. Памятник отличается уникальной сохранностью оборонительных сооружений, наличием синхронных могильников и целостностью исторического ландшафта.
История обнаружения:
Аркаим был обнаружен в июне 1987 года отрядом Урало-Казахстанской археологической экспедиции, состоявшей из двух археологов (С. Г. Боталова и В. С. Мосина), нескольких студентов археологической направленности и нескольких школьников из соответствующих кружков. Причиной начала археологического обследования территории послужила необходимость строить Больше-Караганское водохранилище для нужд Большекараганской межхозяйственной оросительной системы, для обеспечения водой сельскохозяйственных районов области. В то время уже действовало обязательное правило археологического обследования в местах будущих строительств, поэтому и были проведены охранные раскопки в зоне строительства. Специалисты не придали значимости исследованиям в этом районе — экспедиция отправлялась как на малоперспективную работу — предстояло обследовать неинтересный с точки зрения находок обширный степной район. Два школьника из археологического отряда, Александр Езриль и Александр Воронков, обнаружили необычный рельеф местности. Руководство экспедиции уже имело опыт работы на памятниках эпохи бронзы, в том числе на Синташтинском поселении, и это обстоятельство позволило оценить важность открытия.
В соответствии с планом строительства все археологические объекты, расположенные в зоне строительства, должны были затопить, но благодаря активной позиции директора Эрмитажа академика Б. Б. Пиотровского, председателя Президиума Уральского отделения АН СССР академика Г. А. Месяца и ряда специалистов-археологов удалось отсрочить затопление на два года, что не имело прецедентов в советской истории.
Борьба учёных с ведомством «Гипроводхоз» закончилась в апреле 1992 года, когда стройка плотины была закрыта и территория (3300 га) с находящимся на ней поселением была выделена Советом Министров РФ под организацию экспериментального природно-ландшафтного и историко-археологического заповедника — филиала Ильменского государственного заповедника имени В. И. Ленина. Главной причиной, определившей данный исход событий стал распад Советского Союза, ослабление ведомств, активизация общества, поиск новых парадигм.
Этимология:
Поселение было названо не Александровским (от соседнего посёлка), а по названию одной из сопок (не самой близкой), которая располагается в 4 км к югу от поселения. Топоним «Аркаим» происходит от тюркского «хребет», «спина», «основа».
Исследования:
В 1991 году начались масштабные раскопки Аркаима под руководством Г. Б. Здановича. Исследования памятника производятся с использованием естественно-научных методов (палеопочвоведческих, геолого-минералогических, геолого-морфологических, радио-углеродное датирование и др.). В ходе работ было вскрыто около 8000 м² площади поселения (примерно половина), вторая часть была исследована с помощью археомагнитных методов. Тем самым была полностью установлена планировка памятника. Здесь же был впервые в Зауралье применён метод реконструкции, и Л. Л. Гуревичем сделаны рисунки возможного вида поселения.
В 2016 году Г. Б. Зданович вернулся на Аркаим с новой археологической экспедицией. Для раскопок комплекса погребений эпохи бронзы «Синташта IV», принадлежащего археологической культуре «Страны городов» (Аркаимско-Синташтинского типа), был организован археологический лагерь «Синташта 2016». Комплекс «Синташта IV» был обнаружен летом 2015 года при проведении археологической разведки в непосредственной близости от Большого Синташтинского кургана.
Находки:
— Останки человека (погребения младенцев в стенах жилищ);
— Останки домашних животных, в том числе и лошадей;
— Сбруи;
— Инструменты шорников;
— Гончарные изделия;
— Инструменты гончаров;
— Наконечники стрел;
— Формы для отливки металлических изделий;
— Наковальни;
— Водопровод;
— Стоковая канализация;
— Остатки колесниц.
Описание комплекса:
Памятник состоит из укреплённого города, двух некрополей и останков древних пастбищ (загонов). Город радиальной схемы, диаметром около 170 метров, состоит из двух круговых стен, одна из которых окружена другой. К обеим кольцевым стенам пристроены помещения, имеющие формы кругового сектора. По сути, город представлял собой крепость, состоящую из двух «многоквартирных» домов. В этом городе жили и работали люди, а животные паслись за пределами города, в том числе и в специальных загонах.
Кольцевые стены и стены жилищ сделаны из брёвен, забитых глиной, и высушенных (необожжённых) глиняных кирпичей. Различаются помещения личного и общественного пользования, жилые и мастерские. В некоторых помещениях обнаружены не только гончарные мастерские, но и металлургическое производство.
В центре города была площадь. Между стенами была кольцевая дорога, от этой дороги к центральной площади ведут прямые улицы. В городе имелась ливневая канализация с отводом воды за пределы города.
По найденным в могильниках черепам был восстановлен облик жителей Аркаима, оказавшихся европеоидами. Антропологические реконструкции мужчины и женщины выставлены в Челябинском областном краеведческом музее и Музее природы и человека заповедника «Аркаим». Находки с раскопок памятника можно увидеть только в Музее археологии и этнографии ЧелГУ и в заповеднике «Аркаим», а также в рамках передвижных выставок.
Памятник датируется рубежом III—II тыс. до н. э., либо началом II тыс. до н. э. Неизвестно, сколько просуществовал город. В нём произошёл пожар и город выгорел. Существует три версии возникновения пожара:
— город подожгли местные жители;
— город спалил внешний враг;
— произошёл случайный пожар.
Общая характеристика памятника:
Города и укреплённые поселения аркаимского типа в настоящий момент обнаружены на значительной площади, охватывающей юг Челябинской области, юго-восток Башкортостана, восток Оренбургской области и север Казахстана. Хронологически они относятся к эпохе средней бронзы, то есть их возраст примерно 3800—4000 лет. Эти поселения образуют комплекс, называемый «Страна городов».
Начало исследованиям положили раскопки поселения Синташта. На сегодняшний день исследования ведутся Институтом археологии УрО РАН, Историко-культурным заповедником «Аркаим», институтами и университетами Башкортостана, Челябинской, Свердловской, Оренбургской областей, а также специалистами из США, Голландии и Германии.
Поселения аркаимского типа, в отличие от других поселений бронзового века Южного Зауралья, имеют свою специфическую особенность: сопряжённые стенки жилищ, располагающиеся в форме круга, овала или прямоугольника, довольно большой размер поселенческих памятников, которые, соответственно, не могли существовать долго на локализованной территории ввиду исчерпания природных ресурсов. Поэтому традиционно считается, что культура Синташты возникла в ходе витка индоевропейской миграции, проходящего по землям Южного Зауралья. Носители данной культуры не так долго жили на этих территориях. Вскоре они покинули свои поселения и отправились в другие степи.
До сих пор среди учёных идут споры о принадлежности памятников данного типа. Есть три основных версии происхождения таковых:
— теория местного субстрата;
— теория ближневосточного происхождения Синташты (С. А. Григорьев);
— теория миграций с запада, причиной которых послужил распад циркумпонтийской металлургической провинции — эта теория поддерживается основной массой исследователей.
Теория арийской (индоиранской) принадлежности жителей Аркаима и вообще людей культуры Синташты (и - более широко - Андроновской культурно-исторической общности), которая существует уже достаточно давно и в настоящее время считается наиболее распространенной и правдоподобной, косвенно подтверждается генетическим анализом, выявившим распространенность среди них гаплогруппы R1a1, которая, как известно, была характерна для индоиранцев (и вообще пра-индоевропейцев) и которую индоиранцы несли с собой, в частности,в Индию и другие страны, где они расселялись. В настоящее время недостаточно данных, чтобы однозначно сказать являлись ли «синташтинцы» индоиранцами или уже иранцами.
17 мая 2005 года Аркаим посетил президент России Владимир Путин, в ходе визита которого официальными лицами и прессой активно муссировались арийские версии происхождения городища.
Аркаим в псевдонауке:
«Эзотерическое освоение» Аркаима началось в 1991 году с визита Тамары Глобы и на сегодняшний день имеет практически всеобъемлющий характер.
Образ Аркаима популярен в учениях, признанных научным сообществом псевдонаучными и эзотерическими, писаниях националистического толка. Аркаим называют «местом силы», «прародиной» славян, «ариев» или индоевропейцев, «колыбелью человеческой цивилизации», название города связывается с именем Йимы, вследствие чего поселение объявляется ни много ни мало родиной Заратустры. Уровень развития аркаимской «цивилизации» в подобных публикациях обычно предстает значительно завышенным по сравнению с реальными данными.
Одним из активных пропагандистов подобных взглядов являлся писатель Михаил Задорнов, выпустивший в соавторстве с писателем Сергеем Алексеевым и режиссёром Александром Волковым фильм «Аркаим: стоящий у солнца». «Арийская» версия также рассматривается в литературно-телевизионном проекте «Хребет России». Подобные мнения существенно разнятся с выводами исторической науки.
Подобной точки зрения придерживается и биохимик Анатолий Клёсов, появляющийся и цитируемый, среди прочего, в нескольких псевдонаучных телефильмах на эту тему и подвергающийся за это критике научного сообщества.
К идее спасения Аркаима привлекались разнообразные общественные силы и организации. На фоне общего кризиса социализма, породившего идеологический вакуум, люди искали «пищу» для формирования новых воззрений. На этом фоне, высказываемые учёными яркие гипотезы стали мощнейшим топливом для «плавильного котла» человеческой фантазии и домыслов, породившего сотни эзотерических и неоязыческих идей, и до сих пор питающим индустрию лженауки.
В лженаучной продукции об Аркаиме выделяется два основных тезиса.
— Постулирование славянского этнического происхождения «синташтинцев». Вариации различны: славяно-арии, русы, русские.
— Феноменальный уровень технологического, социального и «духовного» развития «аркаимцев». Даже в тех случаях, когда в лженаучной теории нет прямой националистической направленности, «древние арии» представляются хранителями «энергий» и «сакрального, тайного знания», ныне забытых и для большинства непостижимых.
Все эти «тезисы» не согласуются с научными данными.
Стоить отметить, что и в эзотерической среде нет единогласия по этому поводу, так как никаких доказательств о «величии» или «силы» этого поселения нет.
Эзотерика |
Планета Земля: достопримечательности и интересные места |