«Апокалипсис сегодня» — художественный фильм, построенный на теме войны во Вьетнаме, снятый Фрэнсисом Фордом Копполой по сценарию самого Копполы, Джона Милиуса и Майкла Герра. Отправной точкой для сценаристов послужила повесть Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (1902). Фильм был удостоен премии «Оскар» за лучшую операторскую работу и лучший звук, а на Каннском фестивале разделил «Золотую пальмовую ветвь» с лентой Ф. Шлёндорфа «Жестяной барабан». «Я уверен, что создал произведение искусства и не мог сделать лучше», — сказал Фрэнсис Коппола об «Апокалипсисе».

Главная сюжетная линия фильма — рассказ о капитане спецназа Уилларде, посланном в джунгли Камбоджи, чтобы устранить сошедшего с ума полковника Курца, который командует отрядом из местных жителей и обвиняется в убийстве нескольких нужных американскому правительству вьетнамцев. В ходе путешествия с Уиллардом происходит много странных событий, и под воздействием окружающей обстановки он по мере приближения к цели постепенно теряет ощущение реальности и перестаёт понимать, что ему делать дальше.

В главных ролях выступили Мартин Шин, сыгравший капитана Уилларда, и Марлон Брандо в роли полковника Курца. В числе других ярких персонажей — полусумасшедший фотожурналист-философ в поселении Курца в исполнении Денниса Хоппера и эксцентричный командир «воздушной кавалерии» подполковник Килгор в исполнении Роберта Дюваля. В эпизодических ролях были заняты такие актёры, как Харрисон Форд, Скотт Гленн и Лоренс Фишберн.

Фильм стал широко известен в прессе задолго до его выпуска из-за долгого и трудного процесса съёмок.


Сюжет:

В начале фильма нет ни названия, ни титров. Зритель слышит приглушённый шум вертолёта, который становится всё более отчётливым, и видит военные сцены — ковровую бомбардировку леса, вспышки воспламеняющегося напалма; звучит композиция «The End» группы The Doors. На этом фоне постепенно появляется лицо человека — главного героя, от имени которого повествует голос за кадром.

Действие происходит в 1969 году, на пике Вьетнамской войны. Капитан Бенджамин Уиллард (Мартин Шин) числится в списках 505-го батальона 173-й воздушно-десантной бригады, а на деле давно изъят со строевой службы вышестоящим командованием для выполнения «специальных задач». Угнетённый внутренними проблемами и неприспособленный более к мирной жизни, он живёт в отеле в Сайгоне, ожидая следующего задания. Он злоупотребляет алкоголем, предаётся воспоминаниям и каждое утро разносит свой номер, говоря, что «чувствует, что слабеет, пока узкоглазые в джунглях крепнут».

В один из дней к нему приходят двое нижних чинов военной полиции, оповещают о том, что им поручено доставить его в штаб. Уиллард сходу спрашивает их: «По какому обвинению? За что?». Когда он узнаёт, что речь идёт не о трибунале над ним, а о новом секретном задании, то снова ложится в кровать, — он мучается от похмелья и не желает никуда идти. Конвоиры насильно препровождают его сначала в душ, а затем в штаб. Там его встречают двое высокопоставленных военных и сотрудник ЦРУ. Военные рассказывают Уилларду о задании: найти в джунглях Камбоджи бывшего полковника американской армии Уолтера Курца (Марлон Брандо), который служил раньше в рядах «зелёных беретов» — оперативным офицером в 5-й группе сил специального назначения, а до того на офицерских должностях при американских контингентах в Западном Берлине, Южной Корее и т. д. Они утверждают, что полковник Курц, «один из наших лучших офицеров за всё время существования этой страны», дезертировал, сошёл с ума, и теперь командует группой местных жителей в джунглях нейтральной Камбоджи, которые почитают его как бога. По их словам, Курц без согласования с вышестоящим штабом отдал своим людям приказ уничтожить нескольких агентов разведки Республики Вьетнам, которых он заподозрил в двурушничестве. В подтверждение своих слов они проигрывают несколько пространных радиозаписей, в которых Курц сравнивает себя с улиткой, ползущей по лезвию бритвы, в следующей записи он призывает убивать, не убивая. В заключение высокопоставленные военные говорят, что Уиллард, найдя Курца, должен «устранить его от командования» (они не говорят прямо «убить»). В разговор вмешивается молчавший до того сотрудник ЦРУ, добавляя к сказанному «устранить безвозвратно». Их рассказ полон загадок и недомолвок, в частности, они умалчивают о том обстоятельстве, что предшественник Уилларда, другой «ликвидатор» в погонах — капитан Ричард Колби, направленный с той же задачей ранее, остался с Курцем и стал верным его последователем, фактически второй рукой, написав своей жене письмо, что он больше никогда не вернётся.

Уиллард приступает к выполнению поставленной задачи, но не верит услышанной мотивировке, пытается для себя разобраться, почему на самом деле стал неугоден Курц, говорит известную фразу: «Инкриминировать кому-то убийство здесь, на этой войне, так же бессмысленно, как штрафовать за превышение скорости на гонках "Индианаполис 500"».

Уиллард начинает путешествие вверх по реке Меконг на патрульном катере. В экипаж катера входят ещё несколько разных людей: командир катера Филипс (Альберт Холл); старшина 3-го класса Лэнс Джонсон (Сэм Боттомс), стрелок передней спарки 50-го калибра, известный на пляжах южнее Лос-Анджелеса сёрфер; механик Джей Хикс (Фредерик Форрест), имеющий прозвище «Шеф»; и чернокожий старшина 3-го класса Тайрон (Лоренс Фишберн), которого называют «мистер Клин» (от англ. clean — чистый), 17-летний парень, который, по словам Уилларда, родом из «какой-то задницы в Южном Бронксе».

Катер прибывает сначала в «посадочную зону», где базируется вертолётное подразделение — так называемая «воздушная кавалерия», которой командует давний приятель Курца эксцентричный подполковник Билл Килгор (Роберт Дюваль), прототипами которого послужили такие американские военные, как полковник Джон Б. Стоктон, генерал Джеймс Ф. Холлингсворт и Джордж Паттон IV. Он должен помочь экипажу катера в проходе через зону активных боевых действий. Команде необходимо подняться вверх по реке в определённую точку, но подполковника это место не устраивает — оно хорошо укреплено. Однако неожиданно подполковник Килгор узнаёт Лэнса Джонсона, который хорошо известен как лучший сёрфер на побережье Калифорнии. За возможность покататься на сёрфе вместе со знаменитостью подполковник тут же меняет военные планы, совершенно не считаясь с возможными людскими потерями. Просто захватить деревню, уничтожив любое сопротивление, а затем весело покататься на двухметровой волне. Наличие трупов в деревне и на пляже не рассматривается, ведь «„Чарли“ не сёрфят».

На следующий день рано утром воздушная кавалерия начинает атаку на пляж и селение рядом с ним, включив в громкоговорителях «Полёт валькирий» из оперы Рихарда Вагнера «Валькирия», так как, по утверждению Килгора, это приводит вьетнамцев в ужас. Выстроившись в боевой порядок «карусель» ударные вертолеты сосредоточенным ракетно-пушечным огнём уничтожают слабо вооружённую оборону вьетнамцев состоящую из одного станкового пулемёта ДШК и лёгкого стрелкового оружия. Солдаты десанта при поддержке вертолётов захватывают деревню. При эвакуации раненого к вертолёту подбегает девочка-подросток и кидает внутрь гранату — вертолёт взрывается, а её саму и её родителей расстреливают с разведывательного вертолёта. Когда вертолёты подавляют все очаги сопротивления в селении, а на пляже остаётся отчаянное сопротивление жителей деревни из джунглей, подполковник Килгор вызывает самолёты, которые выжигают все окрестные джунгли напалмом. Подполковник торжествует и произносит свою известную речь: «Чувствуешь запах? Это напалм, сынок. Больше ничто в мире не пахнет так. Я люблю запах напалма поутру. Однажды мы бомбили одну высоту двенадцать часов подряд. И когда всё закончилось, я поднялся на неё. Там уже никого не было, даже ни одного вонючего трупа. Только запах напалма! Весь холм был им пропитан. Это был запах… победы! Когда-нибудь эта война закончится».

Из-за напалма ветер на берегу резко переменился, от чего нужные для сёрфинга волны пропали. Уиллард отказывается ждать 20 минут на подвергающемуся артобстрелу берегу, и при побеге от Килгора прихватывает как трофей сёрфинговую доску подполковника, от чего тот начинает небольшую охоту за катером отряда и через громкоговоритель обращается лично к Лэнсу.

По мере путешествия вверх по реке обстановка становится всё мрачнее, и в головах людей происходит то же самое. Уиллард изучает досье на Курца, полученное в штабе, читает его рапорты командованию, письма жене и сыну, и его интерес к личности Курца всё более возрастает («Вначале я подумал, что они дали мне не то досье. Я не мог поверить, что этот человек нужен им мёртвым»). Это действительно выдающийся офицер с потрясающей карьерой, которая шла по нарастающей и по логике вела к занятию им высокопоставленной должности в Пентагоне или ОКНШ, но в 1964 году его карьера «начала скользить вниз по наклонной». По пути происходит множество инцидентов, которые всё более подчёркивают бессмысленность их миссии: на Уилларда и «Шефа» в джунглях выбегает тигр, когда они идут на берег искать манго — даже джунгли против этих чуждых здесь людей; незапланированная проверка вьетнамской лодки заканчивается бессмысленным расстрелом гражданских после того, как девушка делает резкое движение, а потом выясняется, что она волновалась за своего щенка. Каждый шаг ближе к Курцу размывает и так шаткую границу между человеком и живущими в нём животными инстинктами.

Далее следует сцена прилёта звёзд «Плейбоя» с целью подбодрить воюющих на аванпосту с днём плаванья от линии фронта. Испытывающие сексуальное напряжение и психические срывы, вызванные бессмысленной бойней, солдаты выбегают на сцену за автографами. Начинается хаос, и организатор вместе с «девушками месяца» едва успевает улететь на вертолёте.

Лэнс Джонсон принимает большую дозу ЛСД сразу после переправки через зону боевых действий, вследствие чего временно становится совершенно невменяемым, сливаясь с нарастающим безумием происходящего и наслаждаясь его страшной красотой. На линии фронта Уиллард встречает сумасшедшего солдата на последнем рубеже американской армии на реке Меконг. Утром он и его подразделение строят мост, ночью безуспешно защищают и этот мост, и свои жизни от нападения вьетнамцев. Они почти не спят и уже перестали бояться за свои жизни. На грани безумия они делают свою работу, которую им поручило командование. Глядя на свет электрических ламп, которыми освещён пугающе нависший над солдатами мост, и вспышки выстрелов в темноте, Лэнс Джонсон, на пике кислотного трипа, называет увиденное прекрасным. Глядя на все эти зарисовки из жизни, Уиллард всё лучше понимает Курца и его взгляды на жизнь, войну и конкретно на эту войну. «Теперь я узнал пару вещей о Курце, которых не было в досье», — говорит он в одном из эпизодов.

Экипаж катера не избегает потерь: сначала от пули засевшего в засаде вьетконговца погибает Клин, потом брошенное с берега копьё попадает в командира Филипса.

После прибытия в поселение Курца Уиллард встречает полусумасшедшего фотожурналиста (Деннис Хоппер), который рассказывает о величии Курца и его философии, побуждающей людей идти за ним. Уиллард оставляет «Шефа» на катере с указанием вызвать бомбардировщики в случае, если он не вернётся, а сам идёт с Лэнсом в селение, где его пленяют местные жители и отводят к Курцу. Курц приносит Уилларду голову «Шефа», оставшегося на катере. Курц освобождает Уилларда и рассказывает ему о своих философских теориях, своих взглядах на войну, человечество, цивилизацию. В своём монологе Курц вспоминает об одном из эпизодов, произошедших с ним, когда он служил в специальных войсках: «Я видел ужасы… ужасы, которые видел и ты. Но у тебя нет права называть меня убийцей. Ты можешь убить меня, у тебя есть на это право. Но у тебя нет права судить меня. Человеку невозможно объяснить словами, что такое необходимость, если он не знает, что значит ужас. Ужас. Ужас имеет своё лицо… и ужас должен стать твоим другом, иначе он станет твоим врагом, которого ты будешь бояться… злейшим врагом. Я помню, когда я служил в специальных войсках… кажется, это было тысячу веков назад… мы пришли в одну деревню, чтобы вакцинировать детей от полиомиелита. Мы сделали это и ушли, но какой-то старик побежал за нами, он плакал и не мог толком ничего сказать. Мы вернулись в деревню и увидели, что они пришли и отрубили все руки, в которые делались прививки. Они лежали в кучке… кучка маленьких детских рук. И я помню… я… я плакал, я рыдал, как какая-нибудь старуха. Мне хотелось выбить себе все зубы, я не знал, что мне делать… И я хочу помнить об этом. Я не хочу забывать об этом. И тогда я понял… как будто в меня кто-то выстрелил, выстрелил алмазной пулей прямо мне в лоб. И я думал: Боже мой, это гениально. Гениально. Воля, чтобы сделать это — совершенная, кристально чистая. И я понял, что они сильнее нас, потому что они могли вынести это. Это были не монстры, это были люди… тренированные кадры. У них были семьи, у них были дети, их сердца были полны любви… но у них была сила — сила, чтобы сделать это. Если бы у меня было десять дивизий таких людей, наши проблемы здесь закончились бы очень быстро. Нам нужны люди, обладающие высокой моралью, но в то же время способные мобилизовать свои первобытные инстинкты и убивать без чувства, без страсти, не пытаясь судить… не пытаясь судить. Потому что именно желание судить делает нас слабее и приводит к поражению».

Слушая Курца, Уиллард всё лучше понимает его. Он понимает, что у них обоих нет никакого выхода и нет способа вернуться к обычной жизни. «Что подумали бы его близкие, если бы когда-нибудь узнали, насколько далеко он ушёл от них?» — размышляет Уиллард. Уилларду намекают, что Курц видит в нём своего преемника. Сам Уиллард понимает, что Курц желает умереть, как воин. И когда люди Курца исполняют один из своих обрядов, принося в жертву быка, Уиллард убивает Курца при помощи мачете. Курц принимает смерть с достоинством. Уже умирая, он шепчет «ужас… ужас…», а рядом с ним Уиллард находит отпечатанный доклад. Перелистывая его, Уиллард обнаруживает сделанную рукой Курца надпись: «Сбрось бомбы. Уничтожьте их всех!».

Люди, окружавшие Курца, склоняются перед Уиллардом и готовы принять его в качестве нового вождя, но Уиллард отвергает эту возможность, так как видит на примере Курца, что и этот путь приводит в никуда, в тупик. Он уходит обратно на катер и вместе с оставшимся в живых, но уже сошедшим с ума Лэнсом плывёт по реке обратно, совершенно не представляя, как жить дальше. Завершение фильма и его последние кадры — звучащие на фоне каменных идолов предсмертные слова Курца: «ужас… ужас».


   Фильмы 1979 года
   Фильмы