Студия Артемия Лебедева


Официальный сайт: ArtLebedev.Ru


Студия Артемия Лебедева — российская дизайнерская компания, основанная Артемием Андреевичем Лебедевым в 1995 году.

Занимается графическим, промышленным и веб-дизайном.

На 2018 год в студии работали 369 сотрудников.

По версии экспертной группы «Тэглайн», компания лидировала в списке 100 ведущих веб-студий Рунета 7 лет (до 2013 года).

Студия принадлежит холдинговой компании Art. Lebedev Group (ALG), куда также входят рекламная компания ADEX, студия «Телетайп» и студия графического дизайна «Артографика».

Собственниками студии являются Артемий Андреевич Лебедев, Денис Владимирович Шохин и Константин Викторович Моршнев.


История и описание:

Студия была основана в 1995 году и изначально называлась «WebDesign», а своё нынешнее название получила в 1998 году. В соответствии со своими правилами, студия не работает с частными лицами, политическими и религиозными организациями. Девиз компании: «Дизайн спасёт мир».

Студия известна своим неформальным стилем (в том числе и ненормативной лексикой), зачастую неприемлемым с точки зрения так называемых «традиционных корпоративных ценностей».


Сайт студии:

Сайт студии доступен на русском и английском языках.

На сайте можно увидеть все работы студии, часто с подробным описанием нюансов дизайна и объяснением значения тех или иных решений.

В открытом доступе находится часть «Ководства», также доступного в виде отдельной книги. Кроме того, на сайте доступны бесплатные советы других разработчиков студии по HTML, XML, XSLT, JavaScript, CSS и другим веб-технологиям.

На сайте также присутствуют ежедневно обновляемые рубрики: «Бизнес-линч» (где сотрудники студии оценивают присланные работы), «Мозг» и «Идиотека». Ранее велись рубрики «Иллюстрации», «Понос», «Дрюкенция», «Стрипы», «Фото дня» и «Техдизайн» (ныне не обновляются).


Веб-дизайн:

Студия известна созданием интернет-сайтов для крупных и хорошо известных компаний. Среди работ — дизайн сайтов компании «Яндекс» (в том числе и логотипа компании), сайт компании Газпром, российские версии сайтов Microsoft, сайт компании Евросеть — «Евросеть: люди», сайт новостного агентства Лента.ру, сайт Билайн, периодические издания «Газета.ру», «Огонёк», «Московский комсомолец», а также интерфейс системы управления бизнесом Мегаплан.


Графический дизайн:

В портфолио студии находится большое количество проектов графического дизайна, которые имеют довольно широкую направленность. Это разработка фирменного стиля и логотипов, оформление книг, плакатов, обложек, дисков, календарей, иллюстрации для известных изданий, билбордов и многое другое.


Дизайн среды и архитектура:

С начала двухтысячных студия занимается разработкой дизайна среды, в том числе интерьеров, арт-объектов, тематического оформления и выставочных стендов.


Промышленный дизайн:

В студии разработан дизайн большого количества различных предметов как бытового, так и промышленного назначения.

В мае 2005 года компания Samsung выпустила микроволновую печь «Sweetheart», дизайн которой был разработан в студии Лебедева.


Клавиатуры Оптимус:

Разработана особая клавиатура, где все клавиши имеют встроенный OLED-дисплей. Изначально предполагалось, что кнопки будут цветные, но после Артемий анонсировал, что экраны будут чёрно-белыми, но затем вновь сообщил, что Студия прекращает работу над проектом и возвращаются к цветной версии.

Работа клавиатуры построена так, что она взаимодействуя с неким приложением на компьютере пользователя отображает заданные через него картинки, текст и, при некоторых хитростях, видео. По причине обилия требовательных к энергии экранов USB питания клавиатуре не хватает, для решения проблемы встроен специальный блок питания. Это единственная клавиатура, которая определяется как дисковый накопитель.

Позже будет сконструирована трёхкнопочная версия клавиатуры под названием «Optimus Mini». Изначальная дата продаж планировалась на май 2006 года, но чуть позже были анонсированы сроки под конец августа того же года для стран Запада и начало сентября для СНГ. Эта отсрочка связана с техническим усовершенствованием клавиатуры: системой регулировки яркости кнопок и увеличением срока службы.

29 декабря 2007 года Студия анонсирует концепт клавиатуры под названием «Оптимус Тактус» без единой физической кнопки. Вся клавиатура является сенсорным экраном, что, по задумке авторов, снимает все ограничения на форму и размер клавиш.

Ещё одной модернизацией «Оптимус» стала клавиатура «Optimus AUX» состоящая из 15 OLED-кнопок и позиционируемая как дополнение к основной клавиатуре.


Другие работы:

Кроме того, студия занимается разработкой пользовательских интерфейсов, дизайном среды (например, студией были разработаны интерьеры и экстерьеры зданий и отделений ВТБ), созданием роликов и презентаций.

Широкую известность получила созданная и производимая студией клавиатура «Оптимус Максимус» (каждая клавиша которой является мини-дисплеем, способным программно менять изображение в зависимости от выбранного режима) и её уменьшенный вариант — «Оптимус мини-три».

Студия разработала свой собственный шрифт Артемиус (шрифт Artemius создан Юрием Гордоном из студии Леттерхед) и свободно доступный язык генерации HTML-страниц Parser.

В 2013 году студия выиграла конкурс по проектированию схемы московского метрополитена.

В 2014 году студия выпустила неофициальный логотип Москвы в виде красной пятиконечной звезды. В 2019 году студия стала автором кубка чемпионов России по футболу.


Критика:

31 октября 2017 года студия подверглась критике в интернете и средствах массовой информации за логотип бургерной «Джон Федор». По мнению заказчика, бизнесмена Кирилла Помалейко логотип получился плохим.

Гомельская бургерная «Джон Федор» обратилась в «Студию Артемия Лебедева» по программе «экспресс-дизайн». По условиям, дизайнеры за 100 тысяч рублей разрабатывают небольшим компаниям логотип и фирменный стиль без обсуждения с заказчиком. Однако владельцам бургерной работа не понравилась, и они решили не использовать этот вариант оформления. В заведении повесили данный логотип с голосованием «Стоит ли нам быть такими?» Основатель студии Артемий Лебедев ответил на критику владельца белорусской бургерной «Джон Федор», который не стал использовать логотип, разработанный его агентством. В своём «Живом журнале» Лебедев рассказал, как компания, бойкотировавшая его дизайн, использовала шум вокруг этой истории для продвижения.

После данного случая критике в сети интернет также подверглись некоторые работы студии, в том числе логотип компании «Эксклюзивная логистика», Альфа банка и московского метро.


   Веб-разработка