Джакарта — столица и крупнейший город Индонезии.
Этимология:
На месте современного города до XVI века было небольшое приморское селение Сунда Келапа, то есть Келапа (от индонезийского kelàjjl «кокосовая пальма») в исторической области Сунда. В 1527 году правитель соседнего княжества захватил это селение и назвал его Джаякерта от индонезийских слов jaya — «победа, слава», kerta — «благополучие», то есть «город благополучной победы». В XVII веке на месте этого селения построена голландская крепость Батавия, по древнеримскому названию Голландии — «Батавия» (от этнонима батавы). В 1942 году город переименован в Джакарта, это название рассматривается как упрощённый корневой вариант прежнего названия с тем же значением.
География:
Джакарта расположена на северо-западном побережье острова Ява, у залива Джакарты Яванского моря. В северной части территория Джакарты — ровная поверхность, приблизительно на 8 метров выше уровня моря. В 2012 году из-за активного потребления грунтовых вод проседание почвы идет со скоростью десять сантиметров в год. В частности это является причиной частых затоплений. По данным национальных СМИ, свыше половины территории столицы лежит ниже уровня моря, в связи с чем в сезон дождей многие районы Джакарты оказываются затопленными: мощные насосы, откачивающие воду, не справляются со своей работой. Между тем процесс проседания всё ускоряется. В южных частях территория города холмистая. Через Джакарту протекает около 13 рек, большинство из них течёт через холмистые южные части города и впадает на севере в Яванское море. Реки: Чиливунг, Маланг, Ангке, Чиденг и другие. Наиболее значимая река — Чиливунг, которая делит город на западный и восточный районы. Другими важными реками являются Песангграхан (Pesanggrahan) и Сунтер (Sunter).
Эти реки в сочетании с низким рельефом Джакарты, делают её склонной к наводнениям, вызванных подъёмом рек в сезон дождей и высокими приливами на море. Другими факторами является засорение канализационных труб и водных путей, обслуживающих растущее население, вырубка леса вместе с быстрыми темпами урбанизации местностей Богор и Депок в тылу Джакарты. Кроме того, Джакарта является городской местностью со сложными социально-экономическими проблемами, которые косвенно способствуют усилению наводнений. Крупные наводнения произошли в 1996 году, когда были затоплены 5,000 гектаров земли и в 2007 годах. Убытки от повреждения инфраструктуры составляли, по крайней мере, 5 200 млрд рупий (572 млн долларов США) и не менее 85 человек погибли и около 350 тысяч человек были вынуждены покинуть свои дома. Около 70% от общей площади Джакарты были затоплены водой, в некоторых районах города, достигала глубины до четырёх метров.
В мае 2011 года, Джакартское агентство по управлению окружающей средой (Jakarta Environmental Management Agency) классифицировали все загрязнённые реки в Джакарте; 71% из них были сильно загрязнены, 20% были частично загрязнены и 9% были легко загрязнены.
Восточный противопаводковый канал в восточной части Джакарты был национальным проектом, который начался в 2003 году и на конец 2009 года достиг Яванского моря и завершение которого планировалось на 2011 год. После завершения его длина составит 23,5 километра, и связывает он пять рек: Чипинанг (Cipinang), Сунтер (Sunter), Буаран (Buaran), Джати Крамат (Jati Kramat) и Чакунг (Cakung). Он снизит силу наводнений, а также один из его участков длиной 2 км должен служить как место для гребного спорта. Для ослабления наводнений, в Джакарте построят подземный канал от реки Чиливунг (Ciliwung) до реки Чипинанг, который далее выходит в Восточный противопаводковый канал. Это снизит наводнения в районах Чаванг (Cawang), Кампунг Мелаю (Kampung Melayu), Букит-Дури (Bukit Duri) и Кебун Бару (Kebun Baru). Длина его составит один километр, и строительство планируется завершить в 2016 году.
Кроме наводнений из рек, Джакарта также погружается на примерно от 5 до 10 сантиметров в год и до 20 сантиметров в материковой части северной Джакарты. Для решения этого вопроса, Нидерланды предоставят $ 4 млн на техническую документацию по созданию плотины вокруг залива Джакарты. Кольцо дамбы будет обеспечено системой откачки и удержания воды, будет регулировать и контролировать морскую воду а также использоваться в качестве дополнительных платных дорог. Проект будет реализован до 2025 года.
Город граничит с провинцией Западная Ява на востоке, и с провинцией Бантен на западе. Территория архипелага «Тысячи островов», которые административно подчиняются Джакарте, находится в одноимённом заливе севернее от основной части города.
Климат:
Климат города субэкваториальный, жаркий, с чётко выраженным сухим сезоном с июня по август и сезоном дождей остальную часть года. Осадков выпадает 400 мм в январе и 70 мм в июне — июле. Влажность 73%. Среднегодовое количество осадков — 2000 мм.
История:
Первое известное название поселения на месте расположения Джакарты — Сунда Келапа. Наиболее раннее упоминание этой территории, как столицы, относится к периоду существования индонезийского королевства Тарумы в IV веке нашей эры. В 397 году царь Пурнаварман основал Сунда Пура, как новую столицу государства, расположенного на северном побережье острова Ява. Пурнаварман поставил семь мемориальных камней с надписями, распространяющими его правление на территорию, включающую современные территории провинций Бантен и Западной Явы. Надпись на Тугу считается наиболее старой из всех.
Официальной датой основания считается 22 июня 1527 года (отмечается как День города), когда войска султаната Демак под командованием Фатахилла одержали победу над португальским флотом и, захватив поселение Сунда-Келапа, где португальцы собирались создать форт, назвали его Джаякертой («город победы»).
В 1619 году Джаякерта была осаждена англичанами, а после их ухода — разрушена голландцами. Ян Питерсон Кун основал на этом месте форт Батавия, названный так в честь предков голландцев — батавов.
С 1621 года это название получил и выросший вокруг форта город, ставший центром Голландской Ост-Индии. То место, в районе причала порта, ныне представляет собой северную часть Джакарты, называемую Нижним городом. В 1808 году город начал расширяться на юг, и в районе нынешней центральной площади Медан Мердека выросла часть Батавии называемая Верхним городом. В конце XIX века в Нижнем городе размещались различные деловые учреждения, в Верхнем городе проживала большая часть европейцев, между этими двумя частями Батавии размещался китайский квартал. В Верхнем городе существовала также армянская церковь Батавской епархии.
С начала японской оккупации в 1942 году городу возвращено название Джакарта. С момента провозглашения независимости Индонезии в 1945 году Джакарта является столицей страны. В 2019 году стало известно о предстоящем переносе столицы в новый город, который будет построен на острове Калимантан.
Демография:
Население Джакарты растёт очень быстро — с 1930 года оно увеличилось почти в 17 раз. К началу 1950-х годов население составляло 823 тысячи жителей, в 1961 году — 2,9 млн жителей, в 1971 году — 4,6 млн, в 1980 — 6,5 млн. В 1980-х годах плотность населения в среднем составляла 8 тыс. жителей на 1 км², в р-не Сенен (Центральная Джакарта) — 50 тыс. жителей на 1 км², Танах-Абанг (Центральная Джакарта) — 25-30 тыс. жителей на 1 км², р-нах Гамбир (Центральная Джакарта) и Гроголь (Западная Джакарта) — 10-15 тыс. жителей на 1 км².
Зона сплошной городской застройки, выходящая за пределы столичного округа Джакарта, включает в себя города Тангеранг, Тангеранг-Селатан, Богор, Бекаси и Караванг. Площадь этой городской агломерации в 2019 году оценивалась в размере 3367 км², а население в 2019 году оценивалось в размере 34 365 тыс. жителей, что выводило данную агломерацию на второе место в мире после Токийской.
Административное деление:
Джакарта выделена в Особый столичный округ, который по статусу приравнивается к провинции, и как и провинции, возглавляется губернатором. Особый столичный округ делится на пять городских муниципалитетов (индон. kota), каждый из которых возглавляет мэр (индон. walikota) и один административный округ (индон. kabupaten adminisrasi), управляемый регентом (индон. bupati).
В августе 2007 года, в Джакарте провели первые в её истории выборы губернатора, тогда как ранее губернаторы города назначались местной палатой представителей. Выборы являются частью общегосударственной кампании по децентрализации, что позволяет проводить прямые местные выборы в ряде регионов.
Список городских муниципалитетов Джакарты (2009):
— Центральная Джакарта (Jakarta Pusat) — это самый маленький муниципалитет Джакарты, где располагаются большинство административно-политических учреждений Джакарты. Он характеризуется большими парками и голландскими колониальными зданиями. Достопримечательности включают Национальный монумент (Монас), мечеть Истикляль, собор Джакарты и различные музеи.
— Восточная Джакарта (Jakarta Timur) характеризуется различными отраслями промышленности, построенными в этом районе. Также здесь есть районы болот и рисовых полей.
— Северная Джакарта (Jakarta Utara) является единственным муниципалитетом в Джакарте, который граничит с морем. Здесь располагается порт Танджунг-Приок, сосредоточены большие и средние предприятия. Северная Джакарта содержит часть Старого города Джакарты, который с 17-го века был известен как Батавия и был центром торговой деятельности ГОК в Голландской Ост-Индии. Кроме того, расположенная в Северной Джакарте Анколе Дримленд (Ancol Dreamland) (Тамань Impian Джая Ancol), в наше время является крупнейшей интегрированной туристической площадью в Юго-Восточной Азии.
— Южная Джакарта (Jakarta Selatan) первоначально планировалась как город-спутник, в наше время является местом расположения крупных высококлассных торговых центров и богатых жилых районов. Джакарта Селатан функционирует в качестве буфера грунтовых вод в Джакарте, но в последнее время зеленые зоны района находятся под угрозой новых строек. Большая часть делового района Джакарты сосредоточена в Сети-Буде (Setia Budi) в Южной Джакарте, на границе с районом Танах-Абанг Центральной Джакарты.
— Западная Джакарта (Jakarta Barat) имеет самую высокую концентрацию малых предприятий в Джакарте. Область включает Китайский квартал Джакарты и некоторые достопримечательности, включающие Китайский дом Ланггам (Langgam) и здание Токо Мэра (Toko Merah). Западная Джакарта содержит часть Старого города Джакарты.
— Округ Тысячи Островов (Kepulauan Seribu), ранее входивший в состав Северной Джакарты, представляет собой россыпь из 105 небольших островов, расположенных в Яванском море. Забота о его сохранении имеет особое значение из-за уникальной экосистемы. Морской туризм, в частности дайвинг, водные велосипеды и виндсерфинг, является важнейшей туристической деятельностью на этой территории. Основным транспортом между этими островами являются скоростные лодки или небольшие паромы.
Экономика:
Крупнейший промышленный центр страны (свыше 27 тыс. предприятий, в том числе более 8 тыс. кустарных). Автосборочная, текстильная, швейная, обувная, электронная, пищевая, химическая, фармацевтическая, полиграфическая, стекольная, бумажная, деревообрабатывающая, судоремонтная судостроительная, металлообрабатывающая промышленность. Активно осваиваются новые промышленные зоны (Пуло-Гадунг, Анчол, Пуло-Мас, Чемпака-Путих, Гандариа, Плуит).
В Джакарте установлена самая высокая минимальная заработная плата в Индонезии. С 1 января 2021 года минимальный размер оплаты труда в Джакарте составляет 4416186 рупий ($313,84) в месяц.
Транспорт:
Важный узел шоссейных и железных дорог, воздушного и морского сообщения. Международный аэропорт Сукарно-Хатта в Ченкаренге. В 13 км к северу находится порт Танджунгприок (1877—1883) — основной контейнерный терминал страны. Вывоз чая, коры хинного дерева, кассавы, кофе, каучука, копры, пальмового масла и др.
Общественный транспорт представлен в основном автобусами. Из традиционных видов транспорта распространен баджадж. До запрета в начале 1970-х годов были распространены велорикши-бечаки.
В настоящее время начинается сооружение двух линий городского метро (которые частично пройдут по поверхности). Несмотря на многочисленные отсрочки, вызванные недостатком средств, первые контракты на строительство 15 км линий были подписаны в 2013 году. В целом проект предусматривает строительство 170 км линий.
Образование:
В Джакарте расположены более ста академий и высших учебных заведений, в том числе 18 университетов, из которых Университет Индонезии является крупнейшим. Стовия была первой средней школой в Джакарте, создана в 1851 году. Как в крупнейшем городе и столице, в Джакарте находится большое количество студентов из разных районов Индонезии, многие из которых проживают в общежитиях или в арендованных помещениях. Для базового образования, есть целый ряд начальных и средних школ, государственных, частных и международных. Две крупнейших международных школы, расположенные в Джакарте, это Международная школа Джакарты и Британская международная школа. Другие международные школы включают Международную корейскую школу Джакарты, Джакартскую Международную мультикультурную школу, Австралийскую Международную Школу, Новозеландскую Международную Школу, Международную школу Сингапура и христианскую школу Секола-пелитовые-Гарапан (Sekolah Pelita Harapan).
Достопримечательности:
— Национальный музей (1778);
— Исторический музей Джакарты (1707);
— Морской музей (1977);
— Музей Ваянг (1975);
— Музей провозглашения независимости (1992);
— Музей вооружённых сил «Ксатрия Мандала» (1972);
— Музей «Пурна Бхакти Пертиви» (подарок президенту, 1993);
— Музей текстиля (1978);
— Планетарий (1964);
— Зоопарк Рагунан (1864);
— Сафари (1990);
— Музей Басуки Абдуллах;
— Национальная галерея Индонезии (1999);
— Индонезийский музей (1975);
— Парк Прекрасная Индонезия в миниатюре (1975);
— Парк грёз в Анчоле (1966);
— Памятники голландской колониальной архитектуры (район «Кота»);
— Национальный монумент;
— Дворец «Мердека» (1816) — официальная резиденция президента Индонезии;
— Стадион «Сенаян» (1962, 100 тыс. мест, построен с помощью СССР);
— Телецентр;
— Самая большая в Юго-Восточной Азии мечеть Истикляль;
— Самый высокий небоскрёб в Индонезии — Wisma 46.
Дополнительная информация:
— В 1989—1991 годах корреспондентом агентства печати «Новости» в Джакарте был Алексей Константинович Волин.
Индонезия |
Города |