Александр Шестун — глава Серпуховского муниципального района Московской области в 2003—2018 годах.
Родился 26 октября 1964 года в Серпухове (Московская область).
Учился в ГПТУ-28 по специальности «Помощник мастера ткацких станков», и в последний год проходил практику на хлопчатобумажном комбинате «Красный текстильщик». В 1984 году был призван в армию после первого курса Костромского технологического института. Отслужив два года в армии, продолжил учёбу, и в 1990 году окончил ВУЗ по специальности «инженер-технолог ткацкого производства». В студенческие годы возглавлял штаб стройотрядов и команду КВН института.
Вернувшись в начале 1990-х в Серпухов, начал заниматься бизнесом — в основном экспортом вторсырья, а также импортом продовольствия и стройматериалов. Позже свой предпринимательский опыт он обобщил, написав книгу-дневник «Моя фамилия», а также сняв про себя и свою семью одноимённый фильм. Сам он говорил, что «начинал одним из самых первых в то время, когда все друг другу что-то продавали», а в своих воспоминаниях он подчёркивал, что к нему неоднократно приходили бандиты с предложением «крыши», требовали денег, но он всегда им отказывал.
В 2000 году предприниматель открыл сеть магазинов стройматериалов «Браво». Также он выступил учредителем юридической консультации №67 Московской областной коллегии адвокатов «Бест-офис», которая помогала жителям Серпухова бесплатно. В 2002 году Шестун возглавил Серпуховской Союз промышленников и предпринимателей, который способствовал развитию малого бизнеса в регионе, оказывал консультации населению по вопросам получения кредитов, оформления документов, оценки рисков (сам он рассказывал, что «поработать в совете предпринимателей района, а потом и возглавить совет» ему предложили в районной администрации). В 2002 году защитил кандидатскую диссертацию в Костромском университете, темой которой было «Организационно-методическое обеспечение совершенствования системы поддержки малых предприятий», и получил статус кандидата экономических наук.
Параллельно с предпринимательской деятельностью, Шестун вёл политическую. В 1999 году он был избран членом Серпуховского районного совета депутатов, а с апреля 2002 года стал его председателем. Говоря о его деятельности на этом посту, «Новая газета» рассказывала, что депутат выиграл суд у местного узла связи и через суд добился снижения тарифов. По сведениям СМИ, он неоднократно единственный из депутатов райсовета голосовал против предложений администрации назывался одним из авторов письма-жалобы депутатов в Московскую областную Думу о том, что «работа районного отдела милиции неудовлетворительна». Отмечалось, что райотделу не хватает людей, материальных средств, поскольку тот является структурным подразделением серпуховского УВД и «не может самостоятельно решать организационные и материальные вопросы», в связи с чем предлагалось выделить районный отдел в отдельную структуру.
В начале 2003 года Шестун решил претендовать на пост главы Серпуховского муниципального района Московской области. В период подготовки к выборам он получал анонимные звонки с угрозами, а за несколько дней до них, 5 декабря, в его машину была брошена граната. Охранник Шестуна был ранен, сам кандидат не пострадал. 7 декабря 2003 года он выиграл выборы, получив 29 процентов голосов.
Новый глава администрации проводил популярные меры, добился улучшения газоснабжения, выделял средства на ремонт дорог, школ и клубов. По сообщениям СМИ, в 2005 году Серпуховской район был назван одним из лучших в Подмосковье по динамике развития и налоговым сборам. Между тем, все это происходило на фоне острой конкуренции между администрациями Серпухова и Серпуховского района, между Шестуном и мэром города Серпухова Павлом Ждановым.
Тем не менее, на выборах главы администрации Серпуховского района 2008 года Шестун получил уже 76% голосов избирателей, и занял этот пост во второй раз.
Весной 2009 года в Серпухов был назначен новый прокурор Олег Базылян, который начал проверку банкротства муниципального унитарного предприятия (МУП) «Энергосервис». «Энергосервис» и ещё несколько таких же и так же обанкроченных структур собирали плату с сельских пользователей городского водопровода. МУП разорилось ещё в 2004 году. В прокуратуре появились подозрения, что её банкротство было предумышленным, подобное обвинение угрожало Шестуну уголовным сроком. Прокуратура вызывала на допросы сотрудников жилищно-коммунального комплекса Серпуховского района, направляла им большое количество запросов, это настолько мешало работе, что профсоюзный комитет МУП Управляющая компания «ЖКХ» даже готовился к тому, чтобы пикетировать здание областной прокуратуры.
По словам главы администрации, в то время от бизнесмена Ивана Назарова, представившегося хорошим знакомым другого прокурора, Дмитрия Урумова, он узнал, что для прекращения проверки он должен передать его сообщникам 60 миллионов рублей и поставить нужных им людей в руководство МУП «Серпуховские недра» (предприятие контролировало песчаные карьеры Оки).
Шестун обратился за помощью к бывшему прокурору Серпухова, а на тот момент заместителю начальника Главного управления Генпрокуратуры по Южному федеральному округу Сергею Абросимову. Последний же через некоторое время, сославшись на указания начальника Управления по Московской области Следственного комитета при Прокуратуре РФ Андрея Маркова, потребовал от Шестуна ежемесячной платы в 30 тысяч евро за «крышу». Одну из передач денег глава администрации заснял, используя скрытую камеру, установленную на дереве.
В октябре 2009 года по заявлению Шестуна Абросимов был арестован при получении взятки в 5 миллионов рублей (в 2010 году он был признан виновным и приговорен к восьми годам лишения свободы). Через три дня после ареста Абросимова по обвинению в вымогательстве взятки арестовали заместителя Шестуна Елену Базанову. Следователи основывались на показаниях предпринимателя Юсупа Каримова, который в дальнейшем упоминался в прессе как использующий подложные документы полковник МВД, оговоривший нескольких человек, в том числе и фигурантов громкого процесса по вымогательству взяток с руководителей ЗАО «Мостинжстрой». Глава же администрации подвергся критике в прессе, про него было показано несколько разоблачительных телесюжетов.
16 ноября 2009 года Андрей Марков возбудил уголовное дело против Шестуна. Следствие опиралось на показания некоего гражданина, который в сентябре 2007 года обратился в администрацию, попросив посодействовать «изменению вида разрешенного использования земельных участков площадью не менее 75 га». Его прошение было удовлетворено, за что чиновник через подставных лиц получил 4 гектара земли в личную собственность, что примерно было эквивалентно 3 миллионам рублей. Между тем, по словам самого Шестуна, эти участки были проданы законным образом, а показания против него дал Сергей Романов, «лидер преступной группы», известный в регионе по кличке Граф.
В СМИ писали, что бизнесмен Романов был привлечён к делу, потому что Елена Базанова отказалась оговаривать начальника. По утверждению Шестуна, у Романова были личные причины желать его устранения. Шестун хотел создать природоохранную зону вокруг Приокско-Террасного заповедника, и бизнесмен, владеющий землями в этом районе, лишился бы возможности использовать их под строительство. Помимо того, Романов и люди его круга якобы хотели повлиять на выборы мэра Серпухова, поддержать действующего главу Павла Жданова.
В конце ноября 2009 года Александр Шестун опубликовал в своём блоге в «Живом Журнале» обращение к президенту Дмитрию Медведеву с жалобой на коррупцию в областной прокуратуре. Глава Серпуховского района рассказывал в двух видеороликах историю вымогательств у него взятки бизнесменом Иваном Назаровым, который, по его словам, был связан с первым заместителем прокурора Московской области Александром Игнатенко и Урумовым, и просил дать его делу ход.
Шестун обратился не только к Медведеву, но и в Генпрокуратуру и ФСБ, однако в возбуждении уголовного дела в отношении прокуроров было отказано, поскольку Назаров и Урумов, по мнению следователей, добровольно отказались от намерения совершить преступление. Однако Шестун считал, что Назаров и Урумов от своих намерений отказались лишь потому, что последний срок для дачи взятки был установлен как раз на тот день, когда арестовали Абросимова. К тому же, в ходе расследования дела Абросимова с октября 2009 по октябрь 2010 глава администрации находился под госзащитой как свидетель, и проверки ему не были страшны. Это также должно было способствовать прекращению давления на Шестуна.
В октябре 2010 года Шестун, несмотря на сложности с регистрацией, баллотировался на пост главы города Серпухова. На выборах он занял второе место, уступив члену «Справедливой России» Павлу Залесову, но обойдя по числу голосов бывшего главу Павла Жданова.
В начале 2011 года разгорелся скандал, связанный с деятельностью подпольных казино в Московской области, к которым якобы были причастны местные прокуроры и бизнесмен Иван Назаров. В феврале 2011 года последний был арестован, а в апреле Игнатенко и Урумов были уволены «за нарушение присяги» вслед за отстранением от должности их начальника, прокурора Московской области Александра Мохова. По показаниям Шестуна против Назарова завели ещё одно уголовное дело по ст. 30 и ст. 159 УК РФ («Покушение на мошенничество»), но в дальнейшем его то открывали, то закрывали, что рассматривалось в прессе как свидетельство конфликта между СК РФ и Генеральной прокуратурой.
19 апреля 2018 года Шестун опубликовал на YouTube обращение, в котором пожаловался на давление силовиков и региональных властей.
Ролик Шестуна содержит записи его разговоров с главой управления «К» ФСБ Иваном Ткачевым и с начальником Управления президента по внутренней политике Андреем Яриным. Причиной конфликта Шестун называет желание Воробьёва ликвидировать Серпуховский район — и митинги против мусорного полигона «Лесная».
13 июня 2018 года в доме Шестуна прошёл обыск. Его адвокату Павлу Беспалову не позволили присутствовать при обыске. На следующий день Шестун был арестован по обвинению в превышении должностных полномочий.
Первоначально Шестуну вменялось превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), впоследствии ему стали вменять «незаконное участие в предпринимательской деятельности», «мошенничество в особо крупном размере» и «отмывание преступных доходов» (ст. 289, ч. 4 ст. 159 и ч.4 ст. 174 УК РФ).
Шестун свою вину не признаёт и утверждает, что все следственные проверки связаны с согласованием протестных акций против местной свалки и его намерением переизбраться главой района.
В январе 2019 года Генеральная прокуратура заявила о наличии у него и людей из его окружения имущества на сумму 10 млрд рублей. Также ему приписывают владение 22 автомобилями. Шестун отвергает все обвинения, заявив, что «сегодня вся земля Серпуховского района площадью около 100 тысяч га не стоит 10 млрд рублей», столько машин у него нет, а участки предприниматель Борис Криводубский приобрёл почти все свои участки (приписываемые Шестуну) «не у муниципалитета, а через земельные паи совхозов, минуя администрацию района, как и положено по закону».
Персональные страницы |