Система Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори.

Она основана на идеях свободного воспитания и находится в русле гуманистической педагогики, важное место уделено сенсорному воспитанию (развитию органов чувств) при помощи дидактических занятий и специально организованной среды.

Основными принципами системы являются: самостоятельность ребёнка; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребёнка.


Ключевые характеристики системы:

— Разновозрастные группы, при этом наиболее распространены группы возраста от 3 до 6 лет.

— Учащиеся самостоятельно выбирают занятие из имеющихся в среде вариантов.

— Модель «обучение через открытия», где учащиеся изучают понятия путём работы с материалами, а не из объяснений учителя.

— Свобода передвижений по классу.

— Специализированные образовательные материалы, разработанные Марией Монтессори.

— Непрерывные циклы работы, обычно длящиеся три часа.

— Специально подготовленный Монтессори-педагог.


Для школ Монтессори характерно отсутствие экзаменов и оценок (некоторые современные средние школы Монтессори используют оценки), поощряется совместное обсуждение задач.

В системе Монтессори задачей педагога является опосредованное руководство, обучение должно осуществляется на основе автодидактизма (самообучения), для того чтобы взрослые не навязывали детям собственные установки и не тормозили этим их естественное развитие. В качестве базы рассматривается упражнение моторных навыков и активности ребёнка; задача приобретения знаний является попутной.


   Мировой опыт