Михаил Маратович Фридман

Михаил Фридман — российский предприниматель.

Родился 21 апреля 1964 года во Львове (Украина).


В 1986 году окончил Московский институт стали и сплавов (МИСиС). По информации журнала «Профиль», на третьем курсе Фридман организовал неформальный молодёжный клуб «Земляничная поляна», где проводились дискотеки, выступали артисты и барды. Мероприятия проводились по вечерам в холле студенческого общежития МИСиСа в Беляево. Фридман лично вручал музыкантам гонорары по 20—30 рублей. По заявлениям конкурентов Фридмана, в это время он также был фарцовщиком.

После окончания института в 1986—1988 годах работал инженером-конструктором завода «Электросталь» (город Электросталь Московской области). В это время Фридман начал заниматься предпринимательской деятельностью.

В 1988 году он организовал кооператив «Курьер», специализировавшийся на мытье окон. В 1989 году он совместно с М. В. Алфимовым (от фамилии которого и появилось название), Г. Б. Ханом и А. В. Кузьмичёвым создал и возглавил компанию «Альфа-Фото», занимавшуюся продажами фотоматериалов, компьютеров и копировального оборудования.

В 1989 году основал советско-швейцарское совместное предприятие «Альфа-Эко», которое занималось экспортом нефти и металлургической продукции, на основе которого впоследствии была создана «Альфа-Групп».

В 1991 году возглавил Совет директоров «Альфа-банка». Часть его капитала вложена в белорусские проекты — «Альфа-банк», оператора Life, ретейлеров «Белмаркет» и «БелЕвросеть».

Впоследствии был членом совета директоров объединения «Общественное российское телевидение» (ОРТ), а также совета директоров «Нефтяной компания СИДАНКО» и Торгового дома «Перекрёсток».

В 2015 году Фридман объявил о приобретении чешского онлайн-банка «Zuno», который, начав свою деятельность в 2010 году в Словакии, функционировал в Чехии с 2011 года в качестве филиала банковской группы «Raiffeisen Bank International» и был полностью убыточным. Фридман намеревался превратить «Zuno» в самостоятельный банк со штаб-квартирой в Вене, но впоследствии отказался от сделки.

В мае 2016 года объявил о намерении потратить практически всё своё состояние на благотворительность. Привлекать своих детей к участию в управлении «Альфа-групп» Фридман не намерен, надеясь на самостоятельное достижение ими карьерных успехов.

Летом 2016 года испанский предприниматель Хавьер Перес Дольсет, глава корпорации «ZED», специализирующейся на разработке мобильных приложений, обратился в испанскую прокуратуру с требование возбудить уголовное дело на российских партнёров, связанных с компанией VimpelCom Ltd., входящей в «Альфа-групп». По утверждениям Переса Дольсета, они присвоили капитал совместной фирмы и разорили его головное предприятие. Как утверждает адвокат Фридмана, в результате расследования выяснилось, что Дольсета сам незаконно выводил деньги из компании в офшоры. Газета «El Confidencial» посвятила истории банкротства «ZED» серию статей, в которых Михаил Фридман обвинялся в желании незаконно завладеть компанией, отстранив от дел и разорив испанского партнёра.

В январе 2018 года был включён в «кремлёвский список» Министерства финансов США.

В ноябре 2019 года был вызван на допрос в Национальную судебную коллегию Испании по делу о банкротстве компании «Zed WorldWide» в качестве подозреваемого.

Имеет израильское и российское гражданства.


Общественная и политическая деятельность:

В январе 1996 года выступил одним из учредителей «Российского еврейского конгресса», став его вице-президентом и главой комитета по культуре.

Оказывает значительную поддержку еврейским инициативам в России и Европе. Фридман в частности вносит большой вклад в деятельность Европейского еврейского фонда, неправительственной организации, способствующей развитию европейского еврейства и продвижению идей толерантности и взаимоуважения в Европе.

В 1995—1998 годах входил в совет директоров телекомпании «Общественное российское телевидение» (ЗАО «ОРТ»).


Обвинения в рейдерских действиях:

В 2019 году Михаил Фридман оказался под расследованием прокуратуры Испании, обвинившей его в «экономической осаде» и попытке «рейдерского захвата» мобильного оператора связи «Zed World Wide» (ZWW) в 2016 году.

Прокурор Хосе Гринда Гонсалес, занимающийся антикоррупционными расследованиями, в своём судебном заявлении описал попытку господина Фридмана завладеть «ZWW» как «рейд».

В судебных документах отмечается, что в 2016 году российский миллиардер пытался приобрести ZWW «по смешной цене» в €20 млн, что «намного ниже её рыночной стоимости». Получив отказ, господин Фридман, согласно заявлению прокурора, устроил «экономическую осаду» на ZWW и её родительскую компанию Zed+. Для этого миллиардер якобы повлиял на решение VimpelCom прекратить сотрудничество с Zed+, которое приносило ZWW 40% выручки. Принадлежащая господину Фридману инвестиционная компания «LetterOne» владеет 47.85% акций, дающих право голоса, в VimpelCom, которая сейчас носит название Veon.

Кроме того, по мнению прокурора, Михаил Фридман играл «ключевую» роль в принятии решения одного из потенциальных кредиторов ZWW: российский миллиардер имеет косвенное долевое участие в Amsterdam Trade Bank (ATB), который входил в синдикат банков, отказавших в предоставлении кредита ZWW, после чего мобильный оператор был вынужден объявить о своей неплатёжеспособности.

21 октября 2019 года прошло судебное заседание по делу, на которое Михаил Фридман был вызван повесткой. Обвинение не стало просить о каких-либо ограничительных мерах для г-на Фридмана, об этом рассказал журналистам прокурор по борьбе с коррупцией Хосе Гринда после заседания, длившегося три часа. При этом прокурор заявил журналистам, что Фридман «останется в статусе обвиняемого со стороны прокуратуры». «Это точно», — подчеркнул он.

Через несколько дней после заседания по делу «ZWW» судья Национального суда Испании начал расследование по ещё одному иску против российского миллиардера Михаила Фридмана и компании LetterOne в связи с покупкой продуктового ритейлера «Dia».

Расследование началось после того, как Верховный суд передал это дело на рассмотрение Национального суда. В своем постановлении судья постановил начать предварительное расследование: согласно процедуре, это формальное установление личностей истцов, а также уведомление о начале расследования и передача соответствующей документации Фридману и LetterOne.

Кроме того, судья направил официальное письмо в Национальную комиссию по рынку ценных бумаг (CNMV), чтобы она назначила экспертов. В иске против Фридмана утверждается, что он якобы намеренно добивался падения акций «Dia», чтобы купить её по более низкой цене, что по сути созвучно с рейдерскими действиями.

В конце 2019 года уже в России внимание общественности было привлечено к новому громкому делу, в котором участвует компания А1 (Михаил Фридман является Председателем Наблюдательного совета Консорциума «Альфа-Групп», материнской компании по отношению к А1).

A1 приобрела права требования долга в размере 3,2 млрд рублей к Виктору Батурину — предпринимателю, брату богатейшей женщины России Елены Батуриной.

Отвечая журналистам, представитель А1, отметил, что права требования планируется реализовать в рамках банкротного процесса Виктора Батурина и А1 ожидает, что выплаты будут произведены сестрой Виктора Николаевича, Еленой Батуриной, которая, по мнению компании, имеет долги перед братом. Ранее А1 отказывалась от участия в этом деле.

Представители Елены Батуриной уверены, что происходящее — рейдерская атака со стороны А1 Михаила Фридмана. Их позиция, следующая: «Виктор Батурин проиграл все возможные суды, но, исчерпав законные методы, обратился к рейдерам из А1, рассчитывая на их ресурс. Незаконное решение судьи в Калмыкии (в конце декабря Елена Батурина, стала ответчиком по иску о клевете, которое было возбуждено по заявлению финансового управляющего в деле о банкротстве Виктора Батурина), грязная пиар-кампания против Елены Батуриной, ложные заявления в СМИ о якобы непричастности А1 и Виктора Батурина к этим действиям и теперь новая ложь А1 о наличии у Елены Батуриной некой задолженности перед Виктором Батуриным, вопреки всем существующим законным решениям судов, — это этапы рейдерской атаки на госпожу Батурину со стороны структур А1 Михаила Фридмана, использующих её давнего оппонента Виктора Батурина и его необоснованные требования».

Представитель Батуриной также отметил, что особое презрение вызывают действия оппонентов, так как атака А1 Михаила Фридмана и Виктора Батурина была спланирована именно в самый трагический для самой Елены Батуриной момент, через несколько дней после смерти её супруга, экс-мэра Москвы Юрия Лужкова.


Корпоративные конфликты:

17 марта 2009 года президент России Дмитрий Медведев имел с Михаилом Фридманом рабочую встречу, которую обозреватели связывали с конфликтом между «Альфа-групп» и холдингом «Базовый элемент» Олега Дерипаски.


Семья:

Разведён, бывшая жена — Ольга Фридман из Иркутска, училась в Московском институте стали и сплавов на одном курсе с Фридманом, в 2000 году окончила курсы дизайнеров в Париже. В первой половине 2000 года родители Фридмана переехали на постоянное жительство в Кёльн. У Фридмана есть дочери Лора Фридман (1993), Катя Фридман (1996), Ника Ожельская (2006) и сын Александр Ожельский (2000).


Награды и премии:

— Благодарность Президента Российской Федерации (25 июля 1996 года) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году.

— Победитель V Национальной премии «Директор года» (2010) в номинации «Председатель совета директоров: вклад в развитие корпоративного управления».


   Крупнейшие предприниматели России
   Персональные страницы