Руководители и дирижёры в разное время:
— Александр Александрович Пожарский (1952—2008 годы)
— Игорь Александрович Пожарский (2008—2015 годы)
— Илья Владимирович Крошкин (с 2015 года)
Летопись оркестра:
1952 год — рождение оркестра.
1954 год — первое выступление на областном конкурсе. Второе место.
1960 год — выступление во Дворце съездов перед депутатами Верховного Совета РСФСР.
1962 год — оркестру присваивают звание «Народный самодеятельный оркестр народных инструментов».
1962 год — выступление на центральном телевидении.
1967 год — победа на зональном смотре, посвящённом 50-летию Великого Октября. Оркестр — лауреат Всесоюзного смотра.
1970 год — лауреат Областного смотра, посвящённого 100-летию со дня рождения В.И. Ленина.
1971 год — оркестр — лауреат смотра творческих коллективов в честь XXVI съезда КПСС.
1972 год — дирижёру оркестра А. Пожарскому присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».
1977 год — оркестр — лауреат Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся.
1977 год — 25-летний юбилей оркестра. Выступление на Всесоюзном радио.
1982 год — тридцать лет оркестру.
Бывшие и нынешние участники:
— Александров Валерий (пел с 1960 года)
— Альникова Галина (балалайка-альт, играет с 1965 года)
— Афанасьева Евгения (поёт с 1999 года)
— Баранов Владимир Ярославович
— Батков Сергей (играл в 1985—2008 годах)
— Баткова Людмила (играла в 1985—2008 годах)
— Белов Валерий (балалайка-контрабас, играет с 1982 года)
— Белов Владимир (балалайка-контрабас, играет с 1988 года)
— Богородский Дмитрий Викторович
— Боровлева Татьяна Александровна
— Вакуленко Мария (домбра-альт, играет с 1999 года)
— Ваничев Николай (играл с 1962 года)
— Ванцева Екатерина (домбра-альт, играет с 1999 года)
— Викс Мария (пела с 1982 года)
— Гагарина Галина (пела с 1963 года)
— Галкин Евгений (балалайка-прима, играет с 2008 года)
— Громадская Галина (пела с 1954 года)
— Грушина Татьяна (поёт с 2002 года)
— Гуденкова Мария (домбра-альт, играет с 2011 года)
— Дубровская Ольга (домра-альт, играет с 1987 года)
— Ерохина Антонина (балалайка-альт, играет с 1985 года)
— Ерохина Оксана (балалайка, играет с 1985 года)
— Журавлева Галина (пела с 1986 года)
— Ивановская Мария Владимировна
— Казанцев Вадим (играл с 1968 года)
— Каленов Евгений (балалайка-прима, играет с 2006 года)
— Кардаш Лия (пела с 1954 года)
— Кардашева Елена (играла для ф-но с оркестром, 1968 год)
— Каюрова Тамара (пела с 1963 года)
— Ковардакова Ирина Николаевна
— Королев Дмитрий (балалайка-контрабас, играет с 1996 года)
— Костенко Валентина Николаевна
— Крупнова Елена (домбра-малая, играет с 1984 года)
— Кузьмин Николай (балалайка-альт, играл в 1952—1997 годах)
— Куликов Геннадий Владимирович
— Липунов Никита (баян, играет с 2005 года)
— Луцкова Лилия (ведущая)
— Макушева Любовь (балалайка-секунда, играет с 2001 года)
— Меркушева Раиса Александровна
— Мисюряев Александр Васильевич
— Момот Ольга (домбра-малая, играет с 1990 года)
— Москалева Галина (гусли клавишные, играет с 1991 года)
— Мослякова Галина (гусли, играет с 1990 года)
— Орешенкова Нина (пела с 1972 года)
— Павловский Вячеслав (балалайка-контрабас, играет с 2012 года)
— Павлюткин Александр Михайлович
— Павлюткин Сергей (играл с 1963 года, ученик Г.П. Сытника)
— Пахомов Фёдор (пел с 1968 года)
— Петрова Татьяна (гусли, играет с 1991 года)
— Пискарева Мария (домбра-малая, играет с 1992 года)
— Потемкин Александр (играл с 1952 года)
— Романова Оксана (балалайка-прима, играет с 1985 года)
— Сердечная Татьяна (домра, играла с 1961 года)
— Сердечный Андрей (фортепиано, 1997—1998 годы)
— Сердечный Владимир Семёнович
— Сидорова Фаина (поёт с 2004 года)
— Синякин Владимир (баян, играет с 2011 года)
— Сутучина Светлана Евгеньевна
— Сытник Григорий (играл с 1960 года, преподаватель музыкальной школы)
— Теняков Илья (поёт с 2009 года)
— Феофилактов Виктор (пел с 1965 года)
— Фурлетова Елена (балалайка-секунда, играет с 1994 года)
— Хамьянов Леонид (домра-альт, играл в 1952—1974 годах)
— Царева Евгения (домбра-альт, играет с 1999 года)
— Царева Елена (домбра-альт, играет с 1999 года)
— Цыкунова Наталья Владимировна
— Чикинева Лилия (баян, играет с 1993 года)
— Шапранская Вера (балалайка-альт, играет с 1974 года)
Историческая справка:
Обнинск — город мирного атома, передовой советской науки. Атомная энергетика, радиационная химия, гидрометеорология, медицинская радиология — эти и другие направления работы научно-исследовательских институтов принесли городу мировую известность. Но Обнинск не только город науки, это город высокой культуры. В основе её лежит деятельность не профессиональных, а самодеятельных коллективов, на концерты которых не просто достать билет. Народный оркестр, народный театр, народный танцевальный ансамбль, самодеятельный балет живут полнокровной творческой жизнью, выступают на многих сценах страны. Старейшим очагом культуры является ДК ФЭИ. Его с полным правом можно назвать колыбелью самодеятельного творчества обнинцев.
В городе современных ритмов и техники, Первой в мире атомной электростанции и высочайшей в Европе метеомачты живёт и здравствует оркестр русских народных инструментов. Балалайка рядом с реактором... Как возможно такое? Каким образом технократический образ мышления обнинцев сочетается с любовью к старому немудрящему инструменту. Думается, в этом нет никакого противоречия. Чем шире и глубже наше знание о мире, чем выше уровень культуры, тем больше мы обращаемся к истокам. Народная музыка всегда была и будет тем родником, который разрастается в реку общечеловеческой музыки и культуры. Именно поэтому гусли звончатые Обнинского народного оркестра народных инструментов собираются слушать по вечерам учёные и педагоги, строители и рабочие. Оркестр со дня своего рождения стал и сейчас является неотъемлемой органичной частью музыкальной жизни города, где выступали и выступают знаменитые мастера и исполнители, где с огромным успехом проводятся вечера лучших джазовых коллективов страны, а на дискотеки достать билет часто бывает очень сложно. Постоянный успех оркестра не объяснить только любовью к народной музыке. Главной притягательной силой является высокий уровень мастерства солистов и оркестрантов. В репертуаре оркестра насчитывается более 700 произведений: русская классическая и народная музыка, сочинения западных и советских композиторов, произведения разных направлений, стилей и жанров. Коллектив постоянно имеет в своём составе около ста человек. Интересно, что оркестр народных инструментов старше атомной станции.
Ещё до того, как был зажжён атомный свет, ещё до того, как Обнинск стал городом, в маленьком посёлке его жители, первопроходцы и строители Обнинска собирались по вечерам в небольшой столовой и музицировали. Из этого коллектива и зародился оркестр. Сейчас его можно рассматривать как типичный социальный срез Обнинска. В оркестре играют учёные, инженеры, строители, лаборанты, педагоги, люди тех профессий, которые составляют трудовую основу города науки. Сам пример существования и плодотворной работы самодеятельных музыкантов — ярчайшее свидетельство заботы партии о развитии искусства, пример того, как в социалистическом обществе искусство становится подлинно народным достоянием. Жизнь оркестра — это судьба его руководителя — Александра Александровича Пожарского, заслуженного работника культуры РСФСР. Юность Пожарского была опалена войной. В 1943 году ушёл в армию, после войны служил в прославленной Таманской дивизии, участвовал в шести военных парадах на Красной площади, имеет благодарности правительства за участие в этих парадах. Вернувшись в родные края, работал в Обнинске. Как-то исподволь пришло решение поменять свою техническую специальность. Пришло оно по зову сердца и благодаря музыкальной атмосфере в семье. Его отец, профессиональный музыкант, сейчас заслуженный артист РСФСР Александр Николаевич Пожарский ещё в довоенные годы руководил самодеятельным коллективом. Его сельские музыканты в один из сезонов выступали в Большом театре перед правительством, давали концерты на Сельскохозяйственной выставке в Москве и по Центральному радио, что было величайшей честью. Впервые самодеятельность выступала на таких высоких подмостках. С оркестром вместе на столичных гастролях был и Саша младший. Именно в детские годы в душе мальчика проснулась первая любовь к музыке, ставшая единственной всепоглощающей страстью. Война и сложность послевоенного времени привели к тому, что профессиональным музыкантом А.А. Пожарский стал уже будучи взрослым человеком. есть вся закономерность в том, что Пожарский не просто руководитель, он душа коллектива, его «отец», а проще «Сан Саныч», как его любовно зовут в городе. Без «Сан Саныча», конечно, оркестр мог бы существовать, но это был бы другой коллектив. Есть и ещё одна закономерность. Оркестр зародился и продолжает звучать и радовать сердца своих приверженцев в стенах ДК ФЭИ. Дом культуры — не только родоначальник самодеятельного искусства в Обнинске. здесь формировалась культурная жизнь города, выступали многие знаменитые артисты, здесь принимались самые важные решения партийными и советскими организациями. Поэтому Дом Культуры и стал колыбелью оркестра, являющегося неотъемлемой частью культуры города.
Трудное хозяйство — оркестр, большое. Одному руководителю не управиться с массой дел: репетиции, концерты, ежедневная работа. Поэтому и опирается Пожарский на Бюро оркестра — первого своего помощника. В совете подобрались люди бывалые, по многу лет сидящие за пюпитром. Возглавляет его Лескина Надежда Николаевна. Часто и помощь требуется оркестру. То костюмы нужны, то инструменты, то на очередной конкурс ехать нужно, то праздник надвигается. Никогда не отказывает в помощи директор Дома культуры В.К. Велижев: поможет и добрым делом, и добрым словом.
Не сосчитать сцен, на которых выступал коллектив А.А. Пожарского: в сельских клубах, в воинских частях, на предприятиях, в театрах, в концертном зале имени П.И. Чайковского, по Центральному телевидению и Всесоюзному радио. Оркестр был удостоен высокой чести — играть на главной сцене страны в Кремлёвском Дворце съездов. Разноплановость репертуара и творческий диапазон коллектива может показаться необычным: «Неоконченная симфония» Шуберта, «Лебедь» Сен-Санса, «Танец с саблями» Хачатуряна. Но главная тема — песня о любви к России, к её вековым липам, красному месяцу в летние полночи, её Волге и серебристым плесам, зелёным дубравам и белому чуду берёз. С первых тактов звучания самозабвенность и возвышенность музыкантов покоряют слушателей. здесь русский дух, русский лад, наши национальные гармонии. Слушают люди, добреют, узнают в оркестрантах своих близких, только одетых в бархат концертных платьев, мягчеют сердцем и думают сокровенные думы о земле, небе, хлебе, воде, человеке. Слушают люди, удивляются, что за диковинная силы скрыта в струнах простых балалаек и домр, в заливистых голосах баянов. На каких только сценах не играл оркестр! Но самые желанные выступления — перед труженниками села. Плановые гастроли или неожиданный концерт всегда выливаются в праздник с суматохой сборов, своеобразным настроем. В селе их ждут, как дорогих гостей, знают, что встреча будет приятной. Играют ли они в добротных клубах или на дощатых сценах-времянках, как-то по особому звонко и ладно поют их инструменты, потому что слушает трудовой народ, у которого песня живёт в душе от рождения. и разносятся над околицей раздольные русские мелодии, когда вечерние зори баюкают уставшую землю. Бережно хранят в оркестре награды за эти шефские концерты. За многие годы творческой деятельности сотни раз выступали обнинцы в дальних и ближних от города сёлах. быстрой речкой течёт время. За эти годы многие музыканты приходили и уходили: кто уехал, кто стал профессионалом, кого увела в сторону жизненная тропа, но золотой фонд коллектива, его слава и честь, остаётся. Успех создан волнующей игрой ветеранов оркестра.
Около 30 лет выступают А.И. Павлюткин и Л.Ю. Дольская, более 25 лет З.Г. Горохова, более 20 лет Р.А. Меркушева. Не увядает мастерство Л.С. Миклина, И.Р. Суслова, А.В. Мисюряева — концертмейстера оркестра, Т.И. Лебедевой, В.О. Дубровского, В.А. Дудковского, И.А. Пожарского, А.Ф. Аулова, Е.Г. Ефремовой, С.Ю. Софейчук, А.П. Пальчевой, Л.Ю. Телятниковой, В.С. Панащук, А.В. Цыкуновой, Д.В. Богородского, Т.А. Боровлевой, И.Г. Лимонова, И.И. Цветкова, В.Я. Баранова, Е.Ф. Майзель, В.Ф. Ажнакина. С большой отдачей поют солисты оркестра, участники вокального коллектива Дома культуры М.Л. Копнова, Я.А. Баранов, Р.С. Законнова, В. Акинин, И.Ф. Зверев. Целые семейные династии музыкантов воспитывались здесь. У Александра Александровича подрос незаметно сын Игорь, ставший заправским музыкантом. Долгое время в оркестре играют семьи Сердечных, Миклиных. Кто же они — оркестранты в жизни, на работе, вне сцены. Добра ятрудовая слава идёт о многих: передовики, ударники коммунистического труда, победители социалистического соревнования. Профессии разные. Есть типичные обнинские, как у лаборанта Первой в мире атомной станции Цветкова Ильи Ильича. Есть и обычные, как у электрообмотчицы Зинаиды Георгиевны Гороховой, лауреата Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся, обладательницы всех наград, которые завоевал оркестр. Есть среди оркестрантов люди, выбравшие для семьи музыкальную стезю уже на профессиональном уровне. Дети старейшего участника оркестра Александра Михайловича Павлюткина стали преподавателями музыкальных школ. Александр Михайлович работает лаборантом в ФЭИ, в самодеятельности с 1939 года. Он 30 лет играет в оркестре, выступал на всех концертах, является обладателем большой коллекции наград, благодарностей, грамот, призов, подарков за производственную работу и артистическую деятельность. Если составить послужной список оркестрантов, то он будет выглядеть красочно и говорить о плодотворной богатой жизни этих симпатичных людей.
В помещении оркестра хранится множество призов, памятных наград, десятки дипломов всесоюзных, республиканских и областных конкурсов, много грамот, которыми награждены музыканты за активную пропаганду народного искусства, в том числе Почётная грамота Верховного Совета РСФСР.
Музыкальные коллективы |