«Крёстный отец» — американский криминальный драматический фильм 1972 года режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы, который был соавтором сценария с Марио Пьюзо, основанный на одноимённом романе Пьюзо. В главных ролях Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Ричард Кастеллано, Роберт Дюваль, Стерлинг Хэйден, Джон Марли, Ричард Конте и Дайан Китон. Это первый фильм одноимённой трилогии, в которой рассказывается о семье Корлеоне при патриархе Вито Корлеоне с 1945 по 1955 год. Он фокусируется на превращении его младшего сына, Майкла Корлеоне, из неохотного семейного аутсайдера в безжалостного мафиозного босса.
Paramount Pictures получила права на роман за 80,000 долларов, прежде чем он приобрёл популярность. У руководителей студии были проблемы с поиском режиссёра; первые несколько кандидатов отказались от должности до того, как Коппола подписал контракт на режиссуру фильма, но последовали разногласия по поводу кастинга нескольких персонажей, в частности, Вито и Майкла. Съёмки проходили в основном в Нью-Йорке и на Сицилии и были завершены досрочно. Музыка была написана в основном Нино Ротой, дополнительную — Кармайн Коппола.
Премьера фильма состоялась 14 марта 1972 года в Государственном театре Лу и 24 марта США. Это был самый кассовый фильм 1972 года и на некоторое время был самым кассовым фильмом всех времён, заработав от 250 до 291 миллион долларов. Фильм получил всеобщее признание критиков и зрителей, с похвалой за выступления, особенно Брандо и Пачино, режиссуру, сценарий, съёмку, монтаж, музыку и изображение мафии. Фильм выступил катализатором успешной карьеры Копполы, Пачино и других относительных новичков в актёрском составе и съёмочной группе. Фильм также оживил карьеру Брандо, которая упала в 1960-х годах, и он продолжил сниматься в таких фильмах, как «Последнее танго в Париже», «Супермен» и «Апокалипсис сегодня». На 45-й церемонии вручения премии «Оскар» фильм получил награду за лучший фильм, лучшую мужскую роль (Брандо) и лучший адаптированный сценарий (за Пьюзо и Копполу) и семь других номинаций лучшую мужскую роль второго плана и лучшую режиссуру.
Фильм считается одним из величайших и самых влиятельных фильмов, когда-либо снятых, а также вехой гангстерского жанра. В 1990 году он был выбран для сохранения Национальном реестре фильмов и занимает второе место в списке величайших фильмов в американском кино (после «Гражданина Кейна») по версии Американского института киноискусства. Позднее вышли продолжения «Крестный отец 2» (1974) и «Крестный отец 3» (1990).
Сюжет:
1945 год, Нью-Йорк. Гости веселятся на свадьбе Конни Корлеоне и Карло Рицци. Младший сын Майкл, капитан морской пехоты в отставке, герой недавно закончившейся войны, рассказывает своей подруге Кей Адамс о гостях на свадьбе.
Тем временем отец семейства дон Вито Корлеоне по старой сицилийской традиции (ибо «в день свадьбы своей дочери сицилиец не откажет в просьбе») выслушивает просьбы гостей. Первым просителем стал гробовщик Америго Бонасера, попросившим отмщения за поруганную честь своей дочери, до этого старавшийся жить по-американски и сторонившийся мафии. Дон Вито упрекает его в этом, но, приняв предложение дружбы, распоряжается удовлетворить просьбу Бонасеры в обмен на услугу, которая может понадобиться в будущем. Затем приходит пекарь Назорине с просьбой посодействовать тому, чтобы военнопленный сицилиец Энцо, которого полюбила дочь пекаря, смог остаться и стать гражданином США. Корлеоне соглашается, распорядившись своим подручным заняться этим делом через знакомого конгрессмена.
Между тем на свадьбу приезжает популярный певец и крестник дона Вито Джонни Фонтейн, который обязан своей карьерой именно Корлеоне: он помог отвязаться от ставшего невыгодным контракта на исполнение песен с дирижёром оркестра. Майкл, рассказывая на свадьбе эту историю Кей, говорит, что его отец сделал строптивому дирижёру «предложение, от которого тот не смог отказаться». Исполнив песню на свадьбе Конни, Фонтейн поднимается в кабинет Вито и просит о помощи. Из-за проблем с голосом его карьера близится к закату, и он желает получить роль в кинофильме, словно написанную под него. Он знает, что эта роль позволит ему вновь обрести популярность, но глава студии Джек Вольц категорически отказывается. Дон Вито отправляет своего приёмного сына и консильери Тома Хейгена в Лос-Анджелес к Вольцу договориться. Последним посетителем дона Вито стал его собственный боевик Лука Брази. Слегка удивлённый Вито впускает его, и Лука, не ждавший приглашения на свадьбу и весьма тронутый этим, сбивчиво поздравляет дона Корлеона со свадьбой дочери.
После свадьбы Том Хейген вылетает в Лос-Анджелес к Вольцу. Вольц отвергает предложения Хейгена, раскрыв причины опалы Фонтейна. Хейген откланивается, собираясь тут же отбыть самолётом, но на следующее утро Вольц обнаруживает в постели отрубленную голову своего призового жеребца. Напуганный таким раскладом, Вольц соглашается дать главную роль Фонтейну.
Незадолго до Рождества дон Вито встречается с мафиози Соллоццо. Тот при поддержке семьи Татталья собирается раскрутить наркотрафик в США и просит миллион долларов взаймы и прикрытия для своих людей в случае суда над ними. Он обещает семье Корлеоне хороший процент с прибыли, но дон Вито отказывает, несмотря на советы консильери и своего старшего сына Сонни. Опасаясь Соллоццо, Вито посылает к Татталья Луку Брази, чтобы тот под видом ренегата узнал о планах Соллоццо. Однако Брази погибает на встрече с Соллоццо и Бруно Татталья, разгадавшими планы Корлеоне. Люди Соллоццо устраивают покушение на дона Вито. Солоццо передаёт через захваченного его людьми Тома Хейгена предложение пойти на сделку. Тяжелораненый дон Вито оказывается в больнице, а семью возглавляет Сонни. Соллоццо передаёт весть о гибели Брази. Майкл отправляется в больницу навестить отца и с ужасом обнаруживает, что полиция сняла охрану с больницы. Безоружные Майкл и приехавший навестить дона Вито зять пекаря Назорине Энцо изображают охрану больницы перед подъехавшими боевиками Соллоццо. К больнице прибывает полиция, разгневанный капитан Маккласки приказывает Майклу убираться. Майкл обвиняет капитана, что тот продался Соллоццо, на что Маккласки мощным ударом разбивает ему лицо. К больнице прибывает Том Хаген с отрядом боевиков и устанавливает охрану дона Вито.
На следующее утро люди Сонни убивают Бруно Татталья, и война между семьями разгорается с новой силой. Соллоццо, позиции которого после неудавшегося покушения сильно пошатнулись, предлагает встречу с Майклом, чтобы договориться о перемирии. Майкл понимает, что Соллоццо слишком опасен, он неминуемо убьёт отца, прикованного к больничной койке. Клан Корлеоне соглашается на встречу, приготовив для Майкла оружие в туалете ресторана. В ресторане Майкл из припрятанного пистолета хладнокровно расстреливает Соллоццо и Маккласки и скрывается с места преступления.
Война семей продолжается. Поправившийся дон Вито возвращается в свою усадьбу. Майкл укрывается на Сицилии, где вступает в брак с местной девушкой Аполлонией. Карло Рицци избивает свою жену, разъярённый Сонни мчится к их дому, но погибает, попав в засаду у поста сборщика платы. Подкупленный охранник Фабрицио подкладывает бомбу в машину Майкла, но вместо него погибает Аполлония. Дон Вито понимает, что может потерять всех своих сыновей, и устраивает встречу с главами семей, предлагая мир. Ему приходится согласиться с требованием дона Барзини прикрывать наркобизнес, забыть о вендетте и примириться с доном Филиппом Татталья. Дон Вито понимает, что Барзини с самого начала стоял за Татталья и Соллоццо.
Спустя год Майкл возвращается в Америку, женится на Кей и возглавляет семью. Дон Вито становится его консильери. Семья Корлеоне готовится перебраться в Неваду, расширяя там игорный бизнес. Фредо Корлеоне отбывает в Лас-Вегас, чтобы прощупать почву. Майкл предлагает местному воротиле Мо Грину уступить долю в его бизнесе, но тот упирается, чувствуя за собой поддержку клана Барзини.
Дон Вито скоропостижно умирает. Перед смертью он оставляет Майклу последнее напутствие: Барзини не остановится, пока не уничтожит семью Корлеоне, и воспользуется спором в Лас-Вегасе для того, чтобы выманить Майкла на встречу для «мирного» решения вопроса, где его убьёт. Тот, кто передаст это предложение, предупреждает Вито, будет предателем.
На похоронах дона Корлеоне Тессио, один из капореджиме Корлеоне, передаёт предложение от Барзини о встрече. Помня о напутствии отца, Майкл соглашается. Встреча назначена на тот же день, что и крещение ребёнка Конни. Пока Майкл стоит у алтаря в качестве крёстного отца ребёнка, люди Корлеоне убивают донов Татталья, Барзини, Страччи, Кунео и Мо Грина. Расправившись со своими врагами, Майкл устраняет предателей в своих рядах: сначала уводят Тессио, а затем Майкл выбивает из Карло признание, что тот своими действиями заманил в ловушку Сонни. Он заверяет Карло, что тому нечего опасаться, но на выезде из поместья Карло убивают. Приехавшая безутешная Конни бросает в лицо Майклу обвинения в убийствах. Майкл даёт Кей слово, что невиновен в этом. Кей испытывает облегчение, но видит, как прибывшие капореджиме отдают дань уважения Майклу Корлеоне как новому дону, и понимает, что Майкл её обманул.
Фильмы 1972 года |
Фильмы |