Протесты против судебной реформы в Израиле в 2023 году — это серия акций протеста в Израиле, направленная против судебной реформы, предложенной правительством премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Протесты проходят по вечерам в субботу в Тель-Авиве и других городах, начиная с 7 января, а также в различных местах в различные дни недели.


Предыстория и развитие событий:

Люди вышли на улицы городов, чтобы защитить Высший суд справедливости от реформы, предложенной правительством. Главный лозунг протестующих — «Демократия!». Израиль — единственная на Ближнем Востоке демократия западного типа с высоким уровнем жизни и развитой экономикой, но политическое устройство этой страны отличается от европейского и американского. Например, в Израиле нет конституции, которая бы чётко фиксировала систему сдержек и противовесов между ветвями власти. Главным политическим органом Израиля является парламент, который называется Кнессет. В нём заседают 120 депутатов. Коалиция партий, которая по результатам выборов сможет набрать 61 голос, формирует правительство. То есть, отсутствует разделение между исполнительной и законодательной властью. В Израиле есть президент, однако он играет церемониальную роль и реальных полномочий не имеет, на выборах не избирается. Так сложилось, что единственным противовесом и защитником прав различных групп, которые не представлены в правящей коалиции, является судебная система. Несмотря на успехи Израиля, институционально закреплённая система сдержек и противовесов в стране довольно слабая и именно из-за этого разгорелся политический кризис.

В декабре 2022 года в Израиле по результатам выборов сформировалось новое правительство. Страна получила самое консервативное правое и религиозное правительство за всю историю. Главой правительства в очередной раз стал Биньямин Нетаньяху — лидер правоцентристской партии «Ликуд». Партнёрами «Ликуда» стали партии, представляющие интересы ультраортодоксальных евреев — «Яхадут ха-Тора» и «ШАС», а также партия религиозного сионизма, объединяющая избирателей с консервативными и националистическими взглядами. Получилась ультраконсервативная коалиция. Эта коалиция сложилась в ходе пяти избирательных циклов. На каком-то этапе все центристские партии решили, что больше не готовы вступать в коалицию с Нетаньяху. В результате Нетаньяху, не склонный вообще-то сотрудничать с правыми радикалами, был вынужден организовать блок с религиозными и ультра-правыми партиями. Именно эта коалиция и победила на последних выборах. Один из пунктов её предвыборной программы касался судебной реформы — вопросов пересмотра взаимоотношений парламента, правительства и Высшего суда справедливости, но он обсуждался в Израиле последние 20 лет, а сейчас вызвал такую историю. Правые и религиозные партии требовали давно ограничить право суда накладывать вето на законы, которые принимает парламент, а левые партии выступали в поддержку активной роли суда. При этом предыдущие коалиционные правительства были достаточно центристскими и о судебной реформе никто не мог договориться. Ультра-ортодоксы давно требовали реформы суда, а менее радикальные партии суд защищали. В нынешнем составе правительства вся правящая коалиция выступает за реформу.

Чтобы понять, почему израильскому обществу не нравятся предлагаемые изменения, нужно разобраться в том, какую роль играет судебная система и особенно Высший суд справедливости в израильской политике. В первую очередь Высший суд справедливости занимается рассмотрением гражданских, административных и уголовных дел, но также у суда есть полномочия конституционного суда — право оценивать законы, судебную практику и действия правительства на соответствие основным законам страны, международным соглашениям и правам человека. В политическом плане Высший суд справедливости — единственный орган, который защищает права человека и права меньшинств. Суд работает как предохранитель в случаях, когда правительство, которое представляет большинство, пытается протолкнуть закон, дискриминирующий малые группы в обществе.

В 1995 году председателем Высшего суда справедливости стал Аарон Барак, при котором суд радикально переосмыслил свою публичную роль и ввёл в обиход новое явление — судебный активизм. Помимо толкования законов суд начал заполнять правовые пробелы, активно участвовать в законотворчестве и даже налагать вето на законы, принятые парламентом. Одним из первых случаев, когда суд продемонстрировал прогрессивную позицию, стало дело Элис Миллер. В 1993 году девушка подала заявление на обучение в Академию воздушных сил, но получила отказ на основании того, что она — женщина. Миллер подала в суд и выиграла дело. Высший суд справедливости указал на недопустимость гендерной дискриминации со стороны армии — все могут быть пилотами. Это решение суда позволило последующим поколениям девушек становиться военными пилотами. С конца 1990-х годов курс подготовки военных пилотов окончили более 60 женщин. Другой пример судебного активизма — защита прав арабского меньшинства в Израиле. Например, Высший суд справедливости обязал муниципалитеты делать таблички с названиями улиц не только на иврите, но и на арабском. И, как бы ни сопротивлялось правительство, решение суда однозначно в поддержку граждан-арабов. Более того, в Израиле есть три арабские партии и члены одной из них выступают за отмену закона о возвращении евреев в Израиль, реформирование страны, замену всей государственной символики и далее в этом духе. Израильская центральная избирательная комиссия сняла эту арабскую партию с выборов, но партия подала апелляцию в Высший суд справедливости и суд решение избирательной комиссии отменил — партию вернули в бюллетень. Мол, решать то, кому быть, а кому не быть в парламенте, должны избиратели. Партия в итоге набрала немало голосов, но в парламент не прошла.

Высший суд справедливости имеет репутацию прогрессивной судебной инстанции, активно участвующей в политической жизни Израиля. Высший суд справедливости принимает решения в пользу однополых пар, против гендерной / расовой дискриминации, разбирает сложные религиозные вопросы. Высший суд справедливости может отменить назначение министра или его заместителей и даже порой регулирует организацию работы в Кнессете. Например, следит, чтобы у оппозиции и правящей коалиции сохранялось равенство выступлений.

В начале января 2023 года новое крайне правое правительство в лице министра юстиции Ярива Левина из партии «Ликуд» решило всю эту вольницу свернуть и представило свой план реформы судебной системы. Особенно яростные споры ведутся вокруг пунктов о пересмотре порядка назначения судей, по преодолению вето Высшего суда справедливости и об отмене принципа разумности.

В предлагаемой судебной реформе, против которой протестуют люди, есть три крайне неоднозначных пункта. Назначение судей. В текущем формате судьи формально назначаются президентом, но по рекомендации специальной комиссии, которая всё решает. В комиссию паритетно входят судьи Высшего суда справедливости, представители правительства, парламента и адвокатского сообщества. Критики нынешней системы говорят, что юридическое сообщество само выбирает судей, имея в комиссии больший вес. Защитники Высшего суда справедливости говорят, что это обеспечивает профессионализм судей и мотивирует их защищать граждан, а не слушать мнение большинства. Ну и, конечно, это делает суд независимым от расклада сил в Кнессете. Не важно как проголосовали, судей назначат по квалификации. Авторы реформы предлагают убрать из комиссии представителей адвокатского сообщества и увеличить число членов правительства и Кнессета в этой комиссии. Противники реформы видят в этом прямую угрозу независимости суда. Но наибольшее возмущение вызвало предложение Левина в части преодоления вето Высшего суда справедливости. Изменение состоит в том, что суду намного сложнее будет налагать вето на законы. По предлагаемой реформе, если новые условия не будут выполнены, Кнессет сможет повторно проголосовать за отменённый закон и принять его в обход решения суда. Причём простым большинством голосов. Сейчас, налагая вето, Высший суд справедливости мотивирует своё решение — объясняет то, почему закон нарушит права и свободы человека, или снизит качество демократии. Такая ситуация привлекает внимание политиков и общества и, конечно, такие законы сразу же отменяются. Однако по предложению Левина правящая коалиция с большинством в парламенте сможет продавливать какие угодно законы. Ещё один оспариваемый пункт реформы — отмена принципа разумности. Сейчас согласно этому принципу Высший суд справедливости может влиять на назначение депутатов Кнессета в правительство. Например, суд может вмешаться, если какой-нибудь депутат хоть и погашенную, но судимость и его хотят назначить на пост министра. В таком случае суд может обязать премьер-министра лишить этого человека министерской должности. В истории Израиля есть множество примеров, когда политики, которых в прошлом судили, например даже за коррупцию, назначались министрами, тогда Высший суд справедливости вмешивался и вынуждал правительство заменить министров. Такая тактика, конечно, вызывает споры в обществе. Её противники указывают, что судебная власть прямо вмешивается в работу исполнительной и противоречит волеизъявлению избирателей. А сторонники утверждают, что так Высший суд справедливости обеспечивает качество управления, защищает демократию и предотвращает некрасивые инциденты. Собственно, нынешняя коалиция едва не развалилась из-за того, что Высший суд справедливости снял кандидатуру ранее судимого министра внутренних дел Арье Дери. Это решение не устроило премьер-министра Нетаньяху и обострило противостояние правительства с Высшим судом справедливости. Судебная реформа стала темой №1. Левин представил план реформы и был намерен быстро провести её в трёх чтениях. Это было 4 января 2023 года, а уже 7 января собрался первый протестный митинг в Тель-Авиве. Через неделю на площади было уже около ста тысяч человек, а в одну из суббот на улицы Тель-Авива вышло более 160 тысяч человек. Против реформы в текущем виде выступают ректоры израильских университетов, а студенты регулярно устраивают митинги.

Например, ректор Тель-Авивского университета разослал письмо с объяснением ситуации и призывом выйти на протесты. Забастовку проводили муниципалитеты Израиля, демонстрации организовывали работники IT-сферы. Состоялось множество других общегражданских и отраслевых протестов. Даже крупнейшие израильские предприятия на встрече с министром Левином указали на печальные экономические последствия в случае, если реформа будет принята в предлагаемом виде. Члены оппозиционных партий в Кнессете тоже участвуют в демонстрациях и поддерживают протестующих, но ключевую организационную роль играют общественные организации и внепарламентские политические движения. Главный организатор субботних еженедельных демонстраций — движение за качественное правительство, которое является общественной организацией. Оно собирает многотысячные акции протеста. Движение активно взаимодействует с судом, подаёт иски в защиту прав граждан и демократических принципов, против проникновения коррупционеров во власть и суд как правило встаёт на сторону движения.

Что мы имеем на данный момент? Сторонники реформы утверждают, что нынешняя ситуация даёт судьям слишком много власти, а противники, что новый состав даст правящей коалиции автоматическое большинство и контроль над судебной властью. Правительство игнорирует требования протестующих на данный момент, а протестующие обещают выходить на улицы до тех пор, пока реформа не будет остановлена. Ни одна из сторон не готова идти на уступки. Недавно, несмотря на уличные протесты и просты оппозиции в Кнессете, правящая коалиция провела часть реформ в первом чтении. Примерно так выглядит настоящий политический кризис. Церемониальный президент Израиля Ицхак Герцог выступил с обращением к нации и призвал правительство и оппозицию пойти по пути диалога и поиска компромиссов. По данным израильских медиа, переговоры между коалицией и оппозицией уже начались, однако публично их пока не подтверждала ни одна из сторон. А массовые протесты против реформы суда продолжаются.

На парламентскую республику, какой является Израиль, не так-то просто давить и не так просто сделать её диктатурой. В Израиле конкурентные и свободные выборы, это значит, что нынешняя правящая коалиция на следующих выборах вполне может оказаться в оппозиции, такое регулярно бывает. Да, если реформа пройдёт в том виде, на котором настаивает правительство, изменит баланс сил между ветвями власти, но провести её не так-то просто. Даже если за неё удастся проголосовать на фоне таких протестов, то суд, всё ещё не реформированный, может её взять и отменить. И тогда вообще непонятно то, что дальше будет. Но в любом случае, даже если что-то и удастся провести из этой реформы, вряд ли это уничтожит израильскую демократию.


   Израиль